Феоктист (архиепископ Новгородский)
Феокти́ст (в различных источниках также Фектист, Феклист) (около 1251–1260 – 23.12.1310, Благовещенский монастырь на озере Мячино, ныне в черте Великого Новгорода), русский церковный деятель, архиепископ Новгородский (1300 – зима 1307/1308); русский святой.
Биография
Принял постриг в мужском монастыре в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на озере Мячино, позднее до архиерейской хиротонии был игуменом обители.
В 1299 г. избран на кафедру по жребию и введён на владычный двор. Новгородцы не стали посылать Феоктиста для официального рукоположения, ««дондеже уведають кде митрополит» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 4, ч. 1. Москва, 2000. С. 250], т. к. в это время митрополит Киевский и всея Руси Максим был вынужден перебраться из Киева во Владимир и его местонахождение некоторое время оставалось неизвестным в Северо-Западной Руси. 29 июня 1300 г. наречён митрополитом Максимом при участии епископов Ростовского Симеона и Тверского Андрея в Борисоглебской церкви новгородского детинца, в тот же день рукоположен в Софийском соборе Новгорода.
9 декабря 1305 г. освятил церковь Бориса и Глеба, заново построенную после обрушения [Новгородская первая летопись (НПЛ) ... 1950. С. 92, 332].
Принимал активное участие в дипломатических переговорах Новгородской республики. Упомянут первым из должностных лиц в скреплённых архиепископскими печатями договорах Новгородской республики с великим князем владимирским Михаилом Ярославичем 1305–1307 гг. [Грамоты Великого Новгорода и Пскова. (ГВНП). 1949. № 6, 7], в послании великому князю Михаилу Ярославичу с жалобой на псковского и корельского кормленщиков (ГВНП. 1949. № 8), в новгородско-тверской договорной грамоте 1307–1308 гг. (ГВНП. 1949. № 9–10), в новгородско-тверском договоре 1316 г. упоминается «Фектистова грамота» (т. е., наиболее вероятно, договор 1307) (ГВНП. 1949. № 11).
В период архиерейства Феоктиста впервые отмечается особое значение архиепископа при решении внешнеторговых вопросов. Упоминается среди новгородских должностных лиц в грамотах Любеку о торговле и обмене посольствами (ГВНП. 1949. № 33), советникам датского короля в Колывани (Ревель; ныне Таллин) (ГВНП. 1949. № 35) и Риге с требованием возврата пограбленного товара и выдачи разбойников (ГВНП. 1949. № 36).
В 1307 г. у Феоктиста и новгородцев произошёл конфликт с жителями Пскова (ПСРЛ. Т. 5, вып. 2. Москва, 2000. С. 88). Согласно точкам зрения С. В. Белецкого и А. Е. Мусина, вопрос касался института владычных наместников. По мнению Белецкого, в 1307 г. было учреждено псковское наместничество и установлена система регулярных архиепископских поездок в Псков для осуществления суда и сбора податей с местного духовенства (Белецкий С. В. Сфрагистические данные о взаимоотношениях Пскова и Софийской кафедры в 14 – начале 15 в. // Древний Псков. Санкт-Петербург, 1994. С. 82–85). По мнению Мусина, в начале 14 в. права наместников (согласно его концепции, наместничество возникло не позднее конца 13 в.) в области имущественных отношений были расширены, что вызвало недовольство псковичей (Мусин А. Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. Санкт-Петербург, 2010. С. 270–274, 325).
16 июля 1307 г., по всей видимости, возглавлял интронизацию великого князя Михаила Ярославича на новгородское княжение (НПЛ. 1950. С. 92, 332; Янин В. Л. Новгородские акты XII–XV вв. Москва, 1991. С. 152–153).
Зимой 1307/1308 г. удалился в Благовещенский монастырь, «своего деля нездоровия», «изволив молчаньное (молчалное) житие», «в немощи будя» (НПЛ. 1950. С. 92, 332).
Известны именные владычные буллы Феоктиста стандартного для печатей новгородских архиепископов 13–14 вв. типа, с надписью на лицевой стороне «Фектист архиеп(иско)п Новгородскыи» и ростовым изображением иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» на обороте. Две из них были обнаружены на о. Готланд и в Старой Ладоге (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 2. Москва, 1970. С. 43, 47, 175. № 459; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3 / В. Л. Янин, П. Г. Гайдуков. Москва, 1998. С. 78, 179).
Первоначально был похоронен в юго-западном углу соборной церкви Благовещенского монастыря на озере Мячино (в 2007 место погребения было археологически исследовано).
Канонизация
Начало местного почитания отмечается с середины 17 в. (Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. Москва, 1903. С. 142). В конце 17 – начале 18 вв. было составлено житие; не позднее середины 19 в. составлена служба.
После закрытия Благовещенского монастыря по ходатайству митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) и указу Синода от 23 января (3 февраля) 1786 г. мощи Феоктиста были перенесены в новгородский Юрьев во имя великомученика Георгия Победоносца мужской монастырь и помещены «под спудом» в Георгиевском соборе у его северных врат. При архимандрите Фотии (Спасском) в 1827 г. с внешней стороны у северной стены собора был устроен особый придел во имя Феоктиста (Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. Москва, 2011. С. 437). Традиционно считалось, что во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. мощи Феоктиста были утрачены (Петров М. К. Крест под молотом. Великий Новгород, 2000. С. 66), однако в 2015 г. во время проведения археологических раскопок в Георгиевском соборе под руководством Вл. В. Седова погребение Феоктиста и его мощи были обнаружены на своём месте. В том же году мощи святого были перенесены в Спасский собор обители.
Дни памяти: 23 декабря (ст. ст.), 23 января (ст. ст.), в соборах Новгородских святых (3-е воскресенье после Троицы), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).