Майские указы 2012
Ма́йские ука́зы 2012, комплекс документов, содержавших поручения Правительству РФ по ключевым вопросам развития страны. Подписаны президентом РФ В. В. Путиным в день его инаугурации 7 мая 2012 г.
Главной целью Майских указов являлось достижение высокого уровня жизни граждан за счёт более эффективного государственного управления, повышения качества работы государственного сектора, производительности труда и инвестиционной активности в экономике. Реализация указов была объявлена приоритетом в деятельности Президента и Правительства РФ.
Предыстория
В рамках своей избирательной кампании к президентским выборам 2012 г. председатель Правительства РФ В. В. Путин опубликовал 7 программных статей: «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить» (Известия. 2012. 16 января), «Россия: национальный вопрос» (Независимая газета. 2012. 23 января), «О наших экономических задачах» (Ведомости. 2012. 30 января), «Демократия и качество государства» (Коммерсантъ. 2012. 6 февраля), «Строительство справедливости. Социальная политика для России» (Комсомольская правда. 2012. 13 февраля), «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» (Российская газета. 2012. 20 февраля), «Россия и меняющийся мир» (Московские новости. 2012. 27 февраля). В них автор сформулировал своё видение различных аспектов развития страны и путей их реализации. После победы В. В. Путина на выборах 2012 г. положения его статей стали основой для подготовки комплекса Майских указов.
Состав комплекса документов
Включили 11 указов, содержавших в общей сложности 218 поручений:
№ 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (28 поручений);
№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (34 поручения);
№ 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (14 поручений);
№ 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (24 поручения);
№ 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (20 поручений);
№ 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (56 поручений);
№ 602 «Об обеспечении межнационального согласия» (6 поручений);
№ 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» (15 поручений);
№ 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» (12 поручений);
№ 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» (1 поручение);
№ 606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации» (8 поручений).
Основные положения
Указ «О долгосрочной государственной экономической политике»
В указе перед Правительством РФ ставилась задача достижения ряда важных экономических показателей и разработки мер для этого. Среди показателей: создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.; увеличение объёма инвестиций не менее чем до 25% внутреннего валового продукта (ВВП) к 2015 г. и до 27% – к 2018 г.; увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в ВВП к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.; увеличение производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г.
Для достижения этих целей Правительству, в частности, предписывалось утвердить до 1 декабря 2012 г. Основные направления деятельности до 2018 г. и прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 г., а также подготовить до 1 октября 2012 г. проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики.
Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
В указе предписывалось обеспечить к 2018 г.: увеличение размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза; доведение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе. Также ставились цели: увеличить к 2020 г. число высококвалифицированных работников до уровня не менее ⅓ от числа квалифицированных работников; создавать ежегодно с 2013 по 2015 гг. до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.
Среди основных задач по достижению заявленных целей были обозначены: разработать к 2015 г. и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов; принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики; подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство РФ изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий; разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы.
В целях развития культуры предусматривалось: создать к 2015 г. в малых городах не менее 5 центров культурного развития; включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 % издаваемых в РФ наименований книг; обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссёров кино и театра; обеспечить до 1 октября 2012 г. увеличение бюджетных ассигнований на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодёжи; увеличить к 2018 г. в 2 раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах РФ. Ставилась задача разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов.
Указ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»
В указе ставились задачи обеспечить к 2018 г.: снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения; от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения; от туберкулёза до 11,8 случая на 100 тыс. населения; от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения; снижение младенческой смертности до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми; доведение объёма производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90 %.
Соответственно необходимо было разработать и утвердить: до 1 января 2013 г. Стратегию развития медицинской науки в РФ до 2025 г. и, с участием общественных организаций, – Стратегию лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 г. и план её реализации; до 1 марта 2013 г. – комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»; до 1 мая 2013 г. – комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения РФ медицинскими кадрами.
Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
В указе констатировалась необходимость внесения в июле 2012 г. в Государственную думу проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; разработки и утверждения в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в РФ; проведения до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений; повышения до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам 1-го и 2-го курсов очной формы обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалистов, имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично», за счёт федерального бюджета; разработки к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи; утверждения в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования.
Предусматривалось также увеличение объёмов финансирования государственных научных фондов, а также исследований и разработок, осуществляемых на конкурсной основе ведущими университетами; утверждение в декабре 2012 г. программы фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период. Ставились цели добиться вхождения к 2020 г. не менее 5 российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов; увеличить к 2015 г. долю занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и/или профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 %; увеличить к 2018 г. общий объём финансирования государственных научных фондов до 25 млрд руб., а к 2015 г. – внутренние затраты на исследования и разработки до 1,77 % внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4 %.
Указ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»
В указе ставились задачи: до 2018 г. снизить показатель превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 процентного пункта; увеличить количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тыс. в год; создать для граждан РФ возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет; снизить стоимость 1 м² жилья на 20 % путём увеличения объёма ввода в эксплуатацию жилья экономического класса; до 2020 г. предоставить доступное и комфортное жильё 60 % российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия.
Правительству РФ поручалось: до июля 2012 г. разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов РФ и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе; до сентября 2012 г. обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы), создание ипотечно-накопительной системы; разработать комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, предусмотрев компенсационные меры для одиноких пенсионеров, проживающих в квартире не менее 10 лет; до декабря 2012 г. разработать государственную программу обеспечения доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ; разработать план мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов; обеспечить создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства в целях решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства; до марта 2013 г. разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.
Указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
В указе ставились задачи добиться определённых показателей, в том числе достичь: к 2018 г. уровня удовлетворённости граждан РФ качеством предоставления государственных и муниципальных услуг не менее 90 %; к 2015 г. доли не менее 90 % граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг; к 2018 г. доли не менее 70 % граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме; к 2014 г. сокращения до 15 мин времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти РФ (орган местного самоуправления) для получения таких услуг.
Правительству среди прочего поручалось: к апрелю 2013 г. создать технические и организационные условия для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет; осуществлять рассмотрение указанных предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан, в течение года; обеспечить до 15 июля 2013 г. доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти РФ; организовать до 1 января 2015 г. поэтапное предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»; представить до 1 июля 2012 г. предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы.
Указ «Об обеспечении межнационального согласия»
В указе Администрации Президента РФ и Правительству РФ были поставлены задачи подготовить до 1 июня 2012 г. предложения об образовании при Президенте РФ совета по межнациональным отношениям, а также разработать и утвердить до 1 декабря 2012 г. Стратегию государственной национальной политики РФ.
Одновременно Правительство РФ совместно с руководством субъектов РФ должно было обеспечить среди прочего: до сентября 2012 г. подготовку предложений по формированию перечня книг, в том числе по истории, литературе и культуре народов РФ, рекомендуемых школьникам для самостоятельного прочтения (перечень «100 книг»); до ноября 2012 г. разработку комплекса мер, направленных на предупреждение межнациональных конфликтов, а также на активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма и пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу; введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства РФ для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов.
Указ «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса»
В указе Правительству РФ предписывалось организовать: оснащение Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники, доведя к 2020 г. их долю до 70 %; приоритетное развитие сил ядерного сдерживания, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, системы индивидуальной защиты военнослужащих; развитие Военно-Морского Флота, прежде всего в Арктической зоне РФ и на Дальнем Востоке, в целях защиты стратегических интересов Российской Федерации.
Указ «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации»
В соответствии с указом Правительство РФ должно было обеспечить: предоставление в 2013 г. в полном объёме в соответствии с законодательством РФ жилых помещений военнослужащим Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; формирование к 2014 г. фонда служебного жилья; установление денежного довольствия военнослужащих на уровне не ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики; ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 % сверх уровня инфляции; ежегодное, в течение 5 лет, увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек.
Также в 2012 г. в задачи Правительства РФ вошли: подготовка и внесение в законодательство РФ изменений, направленных на реализацию мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву; создание национального резерва Вооружённых Сил РФ в рамках выполнения Концепции по организации новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований; организация работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных учреждений и их физическому развитию; разработка и реализация комплекса мер, направленных на развитие военно-прикладных видов спорта среди граждан призывного возраста, овладение ими навыками работы с транспортной техникой и знаниями по современным военно-учётным специальностям.
Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»
В указе Министерству иностранных дел РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предписывалось: содействовать созданию благоприятных внешних условий для долгосрочного развития РФ, модернизации её экономики, укреплению позиций как равноправного партнёра на мировых рынках; добиваться утверждения верховенства права в международных отношениях, твёрдо отстаивать центральную роль ООН в мировых делах, основополагающие принципы Устава ООН; активно задействовать различные формы многосторонней дипломатии в рамках международных организаций (БРИКС, «Группа двадцати», «Группа восьми», Шанхайская организация сотрудничества); содействовать активизации коллективных международных усилий по противодействию глобальным вызовам и угрозам.
Подчёркивалась необходимость активно развивать отношения с государствами – участниками Содружества Независимых Государств; содействовать становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению их международных позиций и безопасности.
Постулировалась стремление России выступать за достижение стратегической цели – создание единого экономического и человеческого пространства от Атлантического до Тихого океанов; отстаивать принципы равноправия и взаимной выгоды в работе над новым базовым соглашением между РФ и Европейским союзом о стратегическом партнёрстве; наращивать участие в региональных интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целях содействия ускоренному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока РФ; продвигать инициативы по формированию в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на коллективных внеблоковых началах, нормах международного права и принципе равной и неделимой безопасности; углублять равноправное доверительное партнёрство и стратегическое взаимодействие с Китайской Народной Республикой, стратегическое партнёрство с Республикой Индия, Социалистической Республикой Вьетнам, развивать взаимовыгодное сотрудничество с Японией, Республикой Корея, Австралией, Новой Зеландией и другими ключевыми государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Обозначалось намерение России проводить курс на поддержание стабильного и предсказуемого взаимодействия с США на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и уважения взаимных интересов, ориентируясь на выведение двустороннего сотрудничества на подлинно стратегический уровень; развивать отношения с Организацией Североатлантического договора соразмерно её готовности учитывать интересы РФ в сфере безопасности и стратегической стабильности и уважать основополагающие принципы международного права.
Было оформлено желание России продолжать углублять отношения со странами Латинской Америки и Карибского бассейна; развивать традиционно дружественные связи со странами Африки в целях дальнейшего продвижения геополитических и экономических интересов РФ на базе многогранного взаимовыгодного сотрудничества; отстаивать безальтернативность политико-дипломатического урегулирования региональных конфликтов на основе коллективных действий международного сообщества путём вовлечения всех заинтересованных сторон в переговоры.
В задачи МИД РФ было включено продолжение целенаправленной работы по надлежащему международно-правовому оформлению внешних границ РФ, включая внешние границы континентального шельфа, и разграничению прилегающих морских пространств. До декабря 2012 г. МИД РФ должен был представить проект Концепции внешней политики РФ в новой редакции.
Указ «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации»
В указе Правительству РФ среди прочего поручалось: обеспечить к 2018 г. повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,753, а ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет; начиная с 2013 г. осуществлять софинансирование за счёт федерального бюджета расходных обязательств субъектов РФ в тех субъектах, где сложилась неблагоприятная демографическая ситуация; определить до 1 августа 2012 г. перечень субъектов РФ, в отношении которых будет осуществляться софинансирование; обеспечить реализацию мер, направленных на совершенствование миграционной политики, а также разработку и реализацию программ социальной адаптации и интеграции мигрантов. Согласно указу, Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов должны были принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет.
Реализация положений Майских указов
Ход реализации
18 сентября 2012 г. В. В. Путин раскритиковал проект бюджета РФ на 2013–2015 гг., поскольку он не позволял реализовать Майские указы в полной мере. 19 сентября того же года был объявлен выговор министру регионального развития О. М. Говоруну (снят с должности 17 октября), министру образования и науки Д. В. Ливанову и министру труда и социальной защиты М. А. Топилину (у обоих взыскание позднее снято).
Сводный отчёт об исполнении Майских указов Правительство РФ публиковало 4 раза в 2013 г., а затем в мае 2014, мае 2015, мае 2016, мае 2017 и мае 2018 гг.
7 мая 2013 г. В. В. Путин подвёл итоги первого года реализации указов, отметив, что «главный результат работы – это реальные изменения к лучшему в жизни людей», «судить о выполнении указов будем не по бумагам, а по тому, как изменилось качество жизни людей», «работа идёт, но... в обществе мало кто знает о том, как она двигается», тогда как она «должна быть понятна людям, понятна обществу в целом», а также подчеркнув, что «нужна публичная, политическая, персональная ответственность каждого из нас, в том числе каждого члена Правительства Российской Федерации». По итогам отчёта 2013 г. свой пост покинул курировавший работу по контролю за исполнением указов вице-премьер В. Ю. Сурков.
16 мая 2016 г. Правительство РФ отчиталось о выполнении 88 % поручений: были выполнены и сняты с контроля 154 поручения (88 % из 175 запланированных к 2016). В том же году должны были быть реализованы ещё 11 поручений, в 2017–2020 гг. – 35; по 18 поручениям не был определён конечный срок исполнения и установлена различная периодичность представления докладов.
4 мая 2017 г. в очередном отчёте сообщалось, что на исполнении находятся 53 поручения, из которых 37 должны быть выполнены до 2020 г., по остальным срок не определён.
7 мая 2018 г. отмечалось, что из 202 поручений, которые должно было выполнить Правительство РФ к этому времени, выполнено и снято с контроля 190 поручений (94,1 %). На исполнении находились 28 поручений (в том числе не выполненные в первоначально установленные сроки), из них сроки исполнения наступали по 11 поручениям в 2018 г., по 9 поручениям в 2019–2020 гг., по 8 поручениям конечный срок исполнения определён не был.
Выполнение целевых показателей
В целом были выполнены целевые показатели указа «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в частности достигнуто увеличение размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза к 2018 г.; число высококвалифицированных работников к 2020 г. доведено до уровня не менее ⅓ от числа квалифицированных работников; условно выполнены повышение к 2018 г. средней зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников до 200 % от средней зарплаты в регионе (однако во многих регионах эти показатели не достигнуты); создание к 2015 г. до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов (в основном они оказались временными, поэтому считать задачу полностью выполненной нельзя).
В рамках реализации указа «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» достигнуты снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 на 100 тыс. населения (в 2018 – 583,1 случая), от туберкулёза до 11,8 случая на 100 тыс. населения (в 2018 – 5,9 случая), а также младенческой смертности до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми (в 2018 – 5,1). В отношении уровня смертности от ДТП существовало расхождение данных (по плану – 10,6 случая на 100 тыс. населения; в 2018, по данным Росстата, – 9,7, по данным МВД РФ, – 12,4 случая).
Среди положений указа «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» достигнуты запланированное увеличение к 2020 г. доли детей от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 70–75 % (в 2020 – 75 %); увеличение объёма финансирования государственных научных фондов до 25 млрд руб. к 2018 г.
В рамках реализации указа «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» было достигнуто увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тыс. в год (в 2018 – свыше 1,47 млн); создана возможность для граждан РФ улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет к 2018 г.; снижена стоимость 1 м² жилья на 20 % к 2018 г.
Среди положений «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» реализованы увеличение до 90 % к 2015 г. доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»; увеличение до 70 % к 2018 г. доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Сложной оказалась ситуация с выполнением целевых показателей указа «О долгосрочной государственной экономической политике». Так, не удалось достичь модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г. (в 2020 – 21,95 млн); увеличить объём инвестиций не менее чем до 27 % ВВП к 2018 г. (достигнут уровень 20,7 %); увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в ВВП к 2018 г. в 1,3 раза по сравнению с 2011 г. (по итогам 2018 рост составил 1,08 раза); увеличить производительность труда в 1,5 раза к уровню 2011 г. (средний рост – 1,5 % в год вместо 7 %), повысить позиции РФ в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса до 20-й позиции в 2018 г. (в рейтинге 2019 – 31-е место).
Среди показателей указа «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» не удалось своевременно достичь снижения смертности от новообразований (по плану – 192,8 случая на 100 тыс. населения; в 2018 – 203 случая), а также доли отечественных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (по плану – 90 %, к 2018 – 84 %).
Среди плановых показателей указа «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» была практически достигнута к 2016 г. 100%-ная доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет (98,91 %); не удалось увеличить: до 5 число российских университетов, представленных среди 100 лучших в мировом рейтинге (в 2020 в него входил только МГУ имени М. В. Ломоносова), внутренние затраты на исследования и разработки к 2015 г. до 1,77 % ВВП (в 2015 – 1,1 %), долю публикаций российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, к 2015 г. до 2,44 % (в 2015 – 2,3 %).
В рамках реализации указа «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» не были достигнуты: увеличение к 2017 г. доли заёмных средств в общем объёме капитальных вложений в системы ЖКХ до 30 % (в 2017 – 8,2 %); снижение показателя средневзвешенной ставки по ипотеке до уровня «инфляция + 2,2 %».
Среди положений «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» не были достигнуты: снижение до 2 в 2014 г. среднего числа обращений предпринимателей в орган государственной власти РФ для получения одной государственной услуги (даже в 2017 – 2,18); сокращение к 2014 г. времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти РФ до 15 мин (в 2017 – 18 мин).
Не были полностью достигнуты плановые показатели указа «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации» по повышению суммарного коэффициента рождаемости к 2018 г. до 1,753 (в 2018 – 1,579) и по увеличению ожидаемой продолжительности жизни в РФ к 2018 г. до 74 лет (в 2018 – 72,91 года).
В рамках продолжения реализации положений Майских указов 2012 г. В. В. Путин 7 мая 2018 г. подписал указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», положивший начало реализации в России ряда национальных проектов.