Лукачевский Александр Тимофеевич
Лукаче́вский Алекса́ндр Тимофе́евич (1893, Петрозаводск, Российская империя, ныне Российская Федерация – 26.11.1937, Москва, СССР), представитель руководства Союза воинствующих безбожников СССР (СВБ), в 1926–1937 гг. зампредседателя СВБ, один из вице-президентов Интернационала пролетарских свободомыслящих, член редколлегий антирелигиозных изданий, до 1937 г. редактор раздела о религии 1-го издания Большой советской энциклопедии, лектор, пропагандист. В 1930–1931 гг. заведовал кафедрой истории религий историко-философского факультета Московского государственного университета.
Тематический диапазон его профессиональных интересов довольно широк: происхождение религии вместе с анализом её ранних форм, история христианства, становление проблематики атеистической мысли, методология эмпирического изучения религиозности и методика антирелигиозной пропаганды.
Лукачевский участвовал в дискуссиях о природе трансформации религии в переходный от капитализма к социализму период. В частности, им было предложено акцентировать внимание на разработке методологии эмпирического изучения религиозности именно переходного периода. Наиболее полно эта программа изложена в работе «Изучение социальных корней религии в СССР» (1930), являющейся расшифровкой стенограммы его выступления перед активом СВБ. В анализе религиозных процессов Лукачевский руководствовался положениями экономического детерминизма: например, отказ крестьян от престольных праздников он расценивал как разрыв с феодализмом, поскольку в новой экономике их празднование оказывается слишком обременительным. В соответствии с постулатами марксистской теории сохранение религии в условиях того времени он объяснял мелкособственническим характером сельхозпроизводства и его технической отсталостью, однако полагал, что религиозная идеология, приспосабливаясь, не исчезнет сразу и после преодоления отсталости. Вместе с тем Лукачевский осознавал парадоксы, с которыми сталкивается атеизация советского общества, выступал против примитивного толкования религиозных процессов, формулировал проблемы, с которыми сталкивается атеистическая пропаганда. По его наблюдению: «В свое время мы думали, что трактор, пущенный в деревню, убьет религию… Но оказывается, может быть и то и другое вместе» – духовенство принялось освящать новую технику. Закрытие церквей Лукачевский не отождествлял с победой безбожия, поскольку эту победу может дать только переход к диалектико-материалистическому мировоззрению.
В связи с массовым закрытием культовых зданий Лукачевский обратил внимание на рост религиозного подполья, в том числе «изуверских сект», возрождение архаических форм, например почитания юродивых. Религиозные процессы рассматривались им в тесной связке с представительством в общинах остатков эксплуататорских классов – «лишенцев» и их влиянием на бедноту. Поэтому в вопросе о «реформировании» религии для советской переходной эпохи Лукачевский придерживался того мнения, что представителям старых эксплуататорских классов и кулакам таковое не нужно, зато для неэксплуататорских слоёв оно не только возможно, но и полезно. Более того, «реформационное сектантство» (баптистов и евангельских христиан) Лукачевский характеризовал применительно к тем условиям как культуртрегерство («сектантство отождествляется также с культурой»). Согласно воззрениям Лукачевского, в религиозно-общественных процессах в СССР прослеживается тенденция к уменьшению влияния обрядности и депрофессионализации культа (Лукачевский. 1933).
В августе 1937 г. арестован по обвинению в участии в антисоветской троцкистской террористической организации и шпионаже, а в ноябре приговорён Военной коллегией Верховного суда к расстрелу. Реабилитирован в 1958 г. той же инстанцией, что и выносила смертный приговор.