Лившиц Александр Яковлевич
Ли́вшиц Алекса́ндр Я́ковлевич (6.9.1946, Берлин – 25.4.2013, Москва), советский и российский экономист, российский государственный деятель, топ-менеджер, публицист, действительный государственный советник РФ 1-го класса (1996). Из семьи военнослужащего. Окончил Московский техникум автоматики и телемеханики (1964), Московский институт народного хозяйства имени Г. В. Плеханова (1971).
Биография до 1996 г.
Член КПСС (1966–1991).
В 1971–1974 гг. обучался в аспирантуре Московского института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова.
Кандидат экономических наук (1974), доктор экономических наук (1988).
В 1974–1992 гг. преподавал в Московском станкоинструментальном институте, заведующий кафедрой политической экономии. Профессор (1990).
В Администрации Президента РФ и Правительстве РФ
Заместитель руководителя аналитического центра Администрации Президента РФ (1992–1993). Занял должность по приглашению главы центра – философа А. И. Ракитова (посещал его семинары в Московском институте народного хозяйства). В сентябре 1993 г. вошёл в состав рабочей группы по оперативному аналитическому обеспечению мероприятий по конституционной реформе. Руководитель группы экспертов при Президенте РФ – помощник президента по экономическим вопросам (1994–1996). Карьерному продвижению Лившица способствовал помощник президента В. В. Илюшин (в дальнейшем – 1-й заместитель председателя Правительства РФ).
Заместитель Председателя Правительства РФ, министр финансов РФ (14 августа 1996 – 17 марта 1997), заместитель управляющего от РФ в Международном валютном фонде (1996–1997). Принимал меры по сокращению дефицита бюджета, требовал ужесточения налоговой политики, разработал проект выпуска международных ценных бумаг России (еврооблигаций) для привлечения западных инвестиций.
Заместитель руководителя Администрации Президента РФ (1997–1998), курировал экономические вопросы. По собственному признанию, поддерживал неформальные контакты с представителями крупного бизнеса, вместе с тем сохраняя равноудалённость от различных групп влияния. Выступал против усиления присутствия Центрального банка на рынке государственных краткосрочных облигаций. Для эффективного управления долгом предлагал сформировать стабилизационные резервы.
После начала финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии в июле 1997 г. выступил с предупреждениями в адрес президента Б. Н. Ельцина о негативных последствиях для российской экономики, однако не смог убедить его в принятии необходимых решений и подал в отставку. Позднее Ельцин вспоминал, что Лившиц просил прощения за то, что не смог предотвратить экономический кризис, «хотя как раз именно он меньше всех был виноват в этом кризисе» (Ельцин Б. Н. Президентский марафон. Москва, 2000. С. 213).
Представитель Президента РФ в Национальном банковском совете (1997–2000).
Руководитель фонда «Экономическая политика» (с 1998). В том же году вёл на телеканале НТВ научно-популярную передачу «Спросите у Лившица», посвящённую актуальным проблемам экономического развития страны. Программа отличалась новым и необычным для российского телевидения форматом, но не имела большого успеха и в течение года была снята с эфира.
Специальный представитель Президента РФ по делам стран, входящих в группу «Большой восьмёрки» (в ранге министра; 1999–2000). В 1999 г. принимал участие в организации министерской конференции «Большой восьмёрки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.
Биография с 2000 г.
В 2000 г. непродолжительное время был внештатным советником председателя правительства М. М. Касьянова по финансово-экономическим вопросам.
Председатель правления банка «Российский кредит» (2000–2001). Первый заместитель генерального директора, директор по международным и специальным проектам компании «РУСАЛ» (2001–2013).
В 2001–2013 гг. вёл еженедельную колонку в газете «Известия». Формат публикаций отчасти перекликался с его телевизионным опытом и представлял собой авторский комментарий, касавшийся наиболее острых вопросов экономического развития страны. Критически оценивал деятельность правительства, считая его экономический курс чрезмерно затратным и вызывающим недоверие населения. В качестве спорных мер приводил примеры монетизации льгот, снижения единого социального налога и пенсионной реформы: полагал, что их одновременное проведение провоцирует инфляцию. Кроме того, негативно оценивал валютную политику государства, критикуя слишком быстрое (относительно темпов роста ВВП) укрепление рубля. Давал негативный прогноз развития российской экономики: «реформы, которые еще надо провести, остались самые дорогостоящие. И неприятные, с шумом и протестами. Монетизация льгот цветочками покажется. А проводить их придется».
Научные труды
В кандидатской диссертации «Экономическая экспансия германского империализма в период подготовки ко Второй мировой войне» охарактеризовал неограниченные экспансионистские устремления НСДАП в совокупности с экстремистской, шовинистской и антикоммунистической идеологией и террористическими методами как соответствующие целям наиболее реакционной группировки германского финансового капитала. Установление фашистской диктатуры оценивал как непосредственную подготовку германского империализма к новой попытке завоевания мирового господства.
В докторской диссертации «Неоконсервативные теории государственно-монополистического урегулирования в буржуазной политэкономии» охарактеризовал и раскритиковал с марксистских позиций идеи и меры рейганомики и тэтчеризма, включавшие в себя широкую приватизацию предприятий, монетаристскую денежно-кредитную политику, сокращение социальных программ и государственных расходов на образование и здравоохранение, а также переход от прямого и прогрессивного налогообложения к косвенному. Подчёркивал, что, несмотря на ряд положительных эффектов (сокращение дефицита бюджета и инфляции), данная политика повлекла за собой преимущественно отрицательные последствия: сокращение промышленного производства, ухудшение положения в области образования и здравоохранения, рост безработицы, бедности и социального неравенства.
В работе «Современные буржуазные теории экономической политики» (1980) охарактеризовал растущую популярность и основное содержание неоконсервативных идей и монетаристской экономической политики в западных странах. В качестве основных целей данной политики указал снижение налогов, сокращение государственного регулирования частного предпринимательства, оздоровление денежного обращения и замедление роста правительственных расходов.
В книге «Миражи капиталистического регулирования» (1985) дал критическую оценку консервативной финансовой стратегии советников Р. Рейгана, указав на постановку несовместимых задач: снижение налогов, рост военных расходов и ликвидация бюджетного дефицита. Охарактеризовал вызванное рейганомикой дерегулирование как одну из причин спекулятивного бума в США.
В монографии «Экономика предложения. Теория и практика» (1986) рассмотрел вопросы взаимодействия рынков товаров и денег, развития банковской системы, государственных финансов, а также проблемы прогнозирования спроса, инфляции, безработицы, распределения доходов, экономического роста и т. д.
В монографии «Экономическая реформа в России и её цена» (1994) провёл системный анализ стратегии и тактики радикальных экономических реформ, осуществлявшихся с 1992 г. Изучил социальные, экономические и политические издержки реформ, потенциал рыночных преобразований и их реальные результаты, выявил специфику рыночной трансформации России. Спрогнозировал снижение издержек реформ по мере их осуществления.
Автор одного из первых отечественных учебников по рыночной экономике «Введение в рыночную экономику» (1991). В нём рассмотрел противоречия советской экономики, пути выхода её из кризиса путём приватизации, развития рыночных отношений, банковской системы, системы государственных финансов.
Почётный академик Академии экономических наук Грузии (1996).
Награждён орденами Дружбы (1996), Почёта (2007).
Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.