Лётные ограничения летательного аппарата
Лётные ограниче́ния лета́тельного аппара́та (лётно-эксплуатационные ограничения летательного аппарата), предельно допустимые для лётной эксплуатации данного летательного аппарата значения параметров его движения и погодные условия, при которых обеспечивается требуемый уровень безопасности полётов.
К параметрам движения, на которые накладываются лётные ограничения, относятся: углы атаки и скольжения, нормальная и поперечная перегрузки, скорости крена или углы крена, числа Маха полёта, скоростной напор или индикаторная скорость летательного аппарата, минимальная и максимальная скорости, высоты целевого применения летательного аппарата и др.
Погодные условия, накладывающие лётные ограничения, – горизонтальная видимость, нижняя граница облаков, значения бокового ветра и его порывов при взлёте и посадке, состояние взлётно-посадочной полосы и др.
Под требуемым уровнем безопасности полётов понимаются:
отсутствие критических явлений в динамике и управляемости летательного аппарата в нормальных условиях полёта при всех допустимых значениях параметров его движения;
наличие требуемых гарантийных запасов по каждому из параметров движения, определяющих граничные условия эксплуатации летательного аппарата;
отсутствие у летательного аппарата тенденции к немедленному развитию того или иного критического режима или к возникновению другой опасной ситуации в случае выхода его на внешнюю границу предельной области режимов полёта (по каждому из параметров движения летательного аппарата, определяющих граничные для него условия эксплуатации);
наличие хорошо заметных лётчику естественно или искусственно созданных признаков приближения летательного аппарата к внешней границе эксплуатационной области режимов полёта, перехода его за границу этой области и приближения к внешней границе предельной области режимов полёта, полное соответствие действующим нормам всех характеристик устойчивости и управляемости летательного аппарата в любых эксплуатационных условиях его использования (в том числе и в случаях вероятных отказов отдельных функциональных систем).
Предельно допустимые для лётной эксплуатации летательного аппарата значения параметров его движения и погодные условия устанавливаются по результатам лётных испытаний опытного образца – с учётом выявленных особенностей летательного аппарата и его функциональных систем.