Индикаторная скорость летательного аппарата
Индика́торная ско́рость лета́тельного аппара́та, скорость летательного аппарата, которую в определённых условиях полёта будет показывать бортовой прибор-указатель (индикатор) системы, основанной на измерении разности давлений в динамических и статических камерах приёмника воздушных давлений (ПВД), если при этом давления в обеих камерах ПВД (полное давление заторможенного потока и атмосферное давление на высоте полёта) соответствуют их истинным значениям и без искажений передаются бортовому прибору. Такую систему ПВД называют идеальной.
Характерной особенностью заложенного в систему ПВД принципа её работы является то, что она не позволяет непосредственно измерять скорость летательного аппарата , а обычно фиксирует в зависимости от условий полёта индикаторную земную скорость либо собственно индикаторную скорость . Если бы и плотность воздуха на высоте полёта совпадали со значениями и на уровне моря, то система ПВД показывала бы скорость летательного аппарата. Если же было бы , а отличалась от , то указатель показал бы индикаторную скорость. Во всех остальных случаях бортовой прибор идеальной системы ПВД индицирует индикаторную земную скорость летательного аппарата , причём . И только при очень малых скоростях, когда можно пренебречь сжимаемостью воздуха, он покажет индикаторную скорость.
Индикаторная скорость является важным параметром движения летательного аппарата, зная который можно рассчитать как его скорость, так и действующие на летательный аппарат в полёте аэродинамические силы и моменты. Для самолёта, кроме того, она однозначно определяет угол атаки и коэффициент подъёмной силы в установившемся горизонтальном полёте при заданных его массе и конфигурации и заданном числе Маха полёта .
Взаимосвязь между скоростями летательного аппарата можно получить, воспользовавшись уравнениями Бернулли для сжимаемого и несжимаемого газов и формулой Рэлея для сверхзвуковых течений. Она выражается зависимостями , , , где – относительная плотность воздуха на высоте полёта , – поправка на сжимаемость воздуха, учитывающая различие чисел Mаха при на высоте и на уровне моря в условиях стандартной атмосферы. Обычно эту поправку определяют расчётом, а его результаты представляют в виде трёх номограмм: для и ; и ; и , где – скорость звука в воздухе в стандартных земных условиях.