Левинсон Евгений Адольфович
Левинсо́н Евге́ний Адо́льфович [7(19).10.1894, Одесса – 21.3.1968, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры СССР (с 1941).
Учился на архитектурном факультете Института гражданских инженеров в Петрограде (1915–1916). Служил в армии полковым художником-декоратором (1916–1919), затем вернулся в Одессу, где работал как сценограф (1919–1923). В 1923 г. приехал в Петроград, поступил в Высший художественно-технический институт (Вхутеин), где учился у И. А. Фомина и Л. В. Руднева (1924–1927). Параллельно с учёбой работал художником в газете «Красная Звезда». Дипломная работа Левинсона во Вхутеине («Памятник-мавзолей деятелям Октябрьской революции», 1927) была выполнена в духе «революционного романтизма» (монументальные, лаконичные формы без декора). С 1927 г. работал в Стройкоме в мастерской Руднева.
Постройки Левинсона в Ленинграде конца 1920-х – начала 1930-х гг. выдержаны в русле конструктивизма (здание профилактория, 1928–1930; совместно с Л. В. Рудневым и И. И. Фоминым), 1-й жилой дом Ленсовета (1931–1935, совместно с И. И. Фоминым) и Дом культуры имени Ленсовета (1931–1938, совместно с В. О. Мунцем). В 1930-е гг. Левинсон работал в стилистике ар деко с подчёркнутыми элементами неоклассики; его постройки этого периода отличает тонкая графичность форм и декора: Дом лёгкой промышленности (1932–1935, совместно с Фоминым), здание Невского райсовета (1937–1940, совместно с Г. Е. Гедике и Фоминым; оба – в Ленинграде), павильон «Ленинград и Северо-Запад РСФСР» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (1937–1939, Москва). После Великой Отечественной войны Левинсон проектировал и строил в ставшем в этот период официальным стиле советского неоклассицизма, переход к которому был, однако, закономерным для творческого развития самого архитектора: лаконичный по формам железнодорожный вокзал в г. Пушкин (1948–1950) и богато декорированная станция метро «Автово» в Ленинграде (1946–1955; оба – совместно с А. А. Грушке). С конца 1940-х гг. Левинсон совместно с Фоминым руководил 5-й мастерской Ленпроекта. Официальный поворот к сдержанному, скупому архитектурному стилю с середины 1950-х гг. отразился в ансамбле Пискарёвского мемориального кладбища в Ленинграде (1955–1960, проект – с 1945, совместно с А. В. Васильевым, скульпторы В. В. Исаева, Р. К. Таурит и др.). Левинсон проектировал также в духе модернизма: кварталы жилых крупнопанельных домов в Невском районе (1955–1968, совместно с Д. С. Гольдгором и др.), гостиница «Советская» (1963–1968), Дом культуры «Невский» (1964–1972; все – в Ленинграде).
Преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте (1932–1944) и на архитектурном факультете Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ИЖСА; 1944–1968, профессор с 1947).
Сталинская премия 3-й степени (1951).