Лесной кодекс Российской Федерации
Лесно́й ко́декс Росси́йской Федера́ции, кодифицированный нормативный правовой акт, основной источник лесного права, возглавляющий систему лесного законодательства; федеральный закон, содержащий систематизированные нормы, регулирующие отношения в области использования лесов, их охраны и защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (лесные отношения).
Лесной кодекс РФ принят Государственной Думой РФ 8 ноября 2006 г., одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 г., подписан Президентом РФ 4 декабря 2006 г., опубликован 8 декабря 2006 г., вступил в силу с 1 января 2007 г.
В 1832 г. разрозненные акты по лесному хозяйству были впервые соединены вместе в «Своде законов Российской империи» под названием «Свод Устава Лесного». В 1918 г. декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) «О лесах» все леса, принадлежавшие частным лицам и обществам, были объявлены общенародным достоянием (собственность на лес отменена); была введена государственная монополия на экспорт лесоматериалов. Также декрет закрепил основы управления лесами, лесопользования и охраны лесов. В 1923 г. 2-я сессия ВЦИК утвердила Лесной кодекс РСФСР, 17 июня 1977 г. были приняты Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, 6 марта 1993 г. – Основы лесного законодательства Российской Федерации, 29 января 1997 г. – Лесной кодекс РФ, действовавший до вступления в силу Лесного кодекса РФ 2006 г.
Согласно Конституции РФ (1993), лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (подпункт «к» п. 1 ст. 72). Лесной кодекс распространяет своё действие на все леса, независимо от категорий земель; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В Лесном кодексе содержатся главы с 1 по 18.
Глава 1 определяет общие положения (принципы лесного законодательства, понятие леса, лесного участка, право собственности на лесные участки, права пользования лесными участками, деление лесов на защитные, эксплуатационные, резервные и др.). Глава 2 посвящена вопросам регулирования отношений в области использования лесов (приведён перечень разрешённых видов использования лесов; указаны случаи ограничения или приостановки лесопользования, цели заготовки древесины гражданами для собственных нужд, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности; приведены общие требования к транспортировке древесины, её хранению, производству продукции и переработки древесины, учёту сделок с ней и др.). В Лесном кодексе также урегулированы отношения в области охраны лесов от пожаров и их защиты от вредных организмов (гл. 3), воспроизводства лесов и лесоразведения (гл. 4), лесоустройства (гл. 5). Вопросы предоставления лесных участков в пользование: по договору купли-продажи лесных насаждений, аренды лесных участков по результатам проведения аукциона или конкурса, по договору безвозмездного пользования лесными участками, на основании решения органов государственной власти или органа местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование – регулируются главами 6, 7 и 8 Лесного кодекса.
Лесной кодекс разграничил полномочия в области лесных отношений между РФ и субъектами РФ, в связи с чем последним переданы полномочия по осуществлению правомочий собственника лесных участков, исполнительно-распорядительные и некоторые нормотворческие полномочия (гл. 9). Государственное управление лесами реализовано через функции планирования на уровне субъектов РФ (лесной план), лесничеств (лесохозяйственный регламент), пользователей лесными участками на правах постоянного (бессрочного) пользования, аренды или на основании сервитута (проект освоения лесов) и административного обследования лесов (гл. 10). Одним из принципов лесного законодательства является принцип платности использования лесов, суть которого раскрывается в гл. 11 Лесного кодекса. Регулирование отношений в области федерального государственного лесного контроля (надзора) и муниципального лесного контроля, федерального государственного надзора в сфере оборота древесины (приёмка, перевозка, переработка, хранение древесины, учёт древесины и сделок с ней), а также деятельность лесной охраны изложены в гл. 12.
За нарушение лесного законодательства предусмотрена административная, уголовная и иная ответственность, конфискация незаконно заготовленных лесных ресурсов, возмещение вреда, причинённого лесам и природным объектам (гл. 13). Споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке (гл. 14). Особенности правового режима защитных, эксплуатационных, резервных лесов, лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, изложены в главах 17 и 18.
С момента вступления в силу Лесного кодекса РФ в него было внесено много изменений и дополнений, направленных в основном на регулирование отношений в области оборота древесины, что говорит о ресурсном направлении развития отечественного лесного законодательства.
В странах бывшего социалистического блока (Болгария, Венгрия, Польша и др.) в 1990-е гг. прошлого века приняты лесные законы, декларирующие регулирование лесных отношений на принципах устойчивого и неистощительного лесопользования в условиях становления различных форм собственности на леса. В Германии, Австрии, Швеции, Финляндии и других странах заметна тенденция в направлении экологизации лесного законодательства и устойчивого развития лесного хозяйства.