Иву Леду
И́ву Леду́ (Ледо Иво; португ. Lêdo Ivo) (18.2.1924, Масейо, Бразилия – 23.12.2012, Севилья, Испания), бразильский писатель, переводчик, эссеист, член Бразильской академии литературы (1986).
Окончил Национальную юридическую школу университета Рио-де-Жанейро (1949). По окончании работал адвокатом, журналистом, редактором.
Дебютировал как поэт сборником стихотворений «Фантазии» («As imaginações», 1944). Знакомство с писателем-авангардистом, художником и скульптором В. ду Регу Монтейру обусловило интерес Иву к модернизму. Поэтический сборник «Ода и элегия» («Ode e elegia», 1945) был удостоен премии Бразильской академии литературы, что позволило Иву занять одно из ведущих мест на бразильском поэтическом олимпе и стать видным представителем «поколения 1945 г.».
Поэтические сборники «Событие сонета» («Acontecimento do soneto», 1948), «Linguagem» (1951) отмечены модернистской поэтикой: лирическому герою присуще чувство сопричастности всем происходящим в мире событиям, личной ответственности за них, восприятие действительности как хаоса, ощущение краха устоев и традиций.
В 1950-х гг. отказался от модернизма в пользу классической твёрдой формы сонета: поэтический сборник «Магии» («Magias», 1960) и др.
Социально-психологические романы «Дорога без приключений» («O caminho sem Aventura», 1948), «Племянник генерала» («O sobrinho do general», 1964), «Смерть Бразилии» («A morte do Brasil», 1984), повествующие в аллегорической форме о временах военной диктатуры, принесли писателю мировую известность.
Вместе с единомышленниками – представителями «поколения 1945 г.» (Ж. Гимарайнс Роза, К. Лиспектор, Нельсон Родригес да Кунья и др.) – Иву выступал за преодоление устоявшихся традиций модернизма в литературе и обращение к проблемам современного общества.
В 1953–1954 гг. жил в Париже, по итогам парижских впечатлений был написан поэтический сборник «Бразилец в Париже, или Король Европы» («Um brasileiro em Paris e O Rei da Europa», 1955).
В 1963 г. по приглашению американского правительства совершил двухмесячную поездку в США, где читал лекции по истории литературы и писательскому мастерству. Это путешествие открыло «американскую» тему сочинений, ведущими мотивами которой стала критика современной американской культуры и образа жизни, основанного на потреблении: поэтические сборники «Центральный вокзал» («Estação central», 1964), «Край земли» («Finisterra», 1972), роман «Змеиное гнездо» («Ninho de cobras», 1973; Литературная премия Бразилии Walmap).
В 1950–1980-х гг. Иву переводил с подстрочников на португальский язык произведения Г. де Мопассана, А. Рембо, Ф. М. Достоевского, писал произведения для детей, новеллы [«Голубая канарейка» («O canário azul», 1999); «Мальчик ночи» («O menino da noite», 1995), «Крыса из ризницы» («O rato da sacristia», 2000), «История черепахи» («A história da Tartaruga», 2009)].
Творчество рубежа 20–21 вв. – поэтические сборники «Мистическая ночь» («A noite misteriosa», 1982), «Шёпот ночи» («O rumor da noite», 2000), «Полнолуние» («Plenilúnio», 2004), «Реквием» («Réquiem», 2008) – ознаменовано органичным сочетанием фольклорных традиций, мифологических образов и экспрессии. Поэтическую манеру Иву этого периода критики сравнивают со стилем Ф. Гарсия Лорки.
Автор эссе о модернизме, о роли поэта в обществе, о проблемах современного общества.
Член Бразильской академии литературы (1986).
Лауреат кубинской литературной премии «Каса де лас Америкас» (2009), премии ПЕН-клуба Галисии (2010), премии «Жабути» в номинации «Поэзия» (1973, 2001).
Скончался от инфаркта во время поездки в Севилью.