Лашелье Жюль
Лашелье́ Жюль (Jules Lachelier) (27.5.1832, Фонтенбло, Франция – 26.1.1918, там же, похоронен в Париже на кладбище Монпарнас), французский философ, представитель спиритуализма и идеализма, в ряде моментов близкого неокритицизму и посткантианству. В поздний период творчества, исследуя мышление не как особый род представления, а как действие, наделяющее чувственные представления объективным значением, Лашелье осмыслил его как бытие, априорно полагающее условия всякого существования.
Биография
Родился в семье чиновника военно-морского флота. Среднее образование получил в лицее Людовика Великого в Париже; после окончания Высшей нормальной школы преподавал в Сансе (1854–1856), Тулузе (1857–1858) и Кане (1858–1861), а затем вернулся в Париж, где вначале работал в лицее Бонапарта, а в 1864–1875 гг. – в своей альма-матер – Высшей нормальной школе. В 1871 г. защитил две диссертации на степень доктора философии: «Об основании индукции» (Du fondement de l'induction) и «О природе силлогизма» (De Natura sullogismi, лат. ). В 1875 г. был назначен инспектором Парижской академии, а в 1879 г. – генеральным инспектором народного просвещения. В 1896 г. стал членом Академии моральных и политических наук.
Учение
В философской эволюции Лашелье можно выделить несколько этапов. Первоначально он заинтересовался платонизмом, исследовал диалоги Платона, что сыграло важную роль в формировании его идеалистических воззрений. Позже, очевидно под влиянием Ф. Равессона, Лашелье увлекся идеями Мен де Бирана, но вскоре пришёл к выводу, что чувственные факты, на которые опирался Мен де Биран при создании своего учения, не могут дать достоверного знания. Вместе с тем Лашелье принимал позицию Мен де Бирана и Равессона, предполагающую обращение к внутреннему опыту как исходному пункту философского познания. Следуя установкам спиритуализма Мен де Бирана и Ф. Равессона, Лашелье понимал дух как подлинное бытие, истинную реальность, неподвластную жёстким логическим схемам и открываемую с помощью внутреннего опыта. В поисках адекватного обоснования достоверности знания он обратился к идеям И. Канта, в том числе к учению о целесообразности, и предпринял попытку осмыслить и развить их с позиции спиритуализма. Следуя установкам спиритуализма, Лашелье понимал дух как подлинное бытие, истинную реальность, неподвластную жёстким логическим схемам. Продолжая философские поиски, Лашелье обратился к идеям Канта, в том числе к учению о целесообразности, и предпринял попытку осмыслить и развить их с позиции спиритуализма. Его усилия в этом направлении, в том числе отразившиеся в преподавательской деятельности, во многом способствовали рецепции кантианства во Франции. В работе «Об основании индукции» Лашелье доказывал идею о том, что возможность индукции, одного из главных методов научного познания, обусловлена «двояким принципом» действующих и конечных причин, т. е. детерминизмом и целесообразностью. При этом закон действующих причин относится лишь к форме явлений; их материю, т. е. содержание, равно как и «единство внутреннего и органического разнообразия» (Lachelier. 1896. P. 79), определяет закон конечных причин, являющийся, в отличие от первого закона, гибким и контингентным. Оба эти закона, по Лашелье, взаимопроникают, что позволяет примирить неорганическую и живую природу, детерминизм и свободу.
Дальнейшее обоснование своей концепции Лашелье предпринял в работе «Психология и метафизика» (Psychologie et métaphysique, 1885). Путём анализа сознания в нём выделяется три уровня: чувственный, опирающийся на спонтанную и свободную волю; рефлективный, т. е. мышление, нацеленное на познание фактов внутренней жизни; наконец, духовный, на котором осуществляется рефлективное познание двух предшествующих форм сознания. Исследуя мышление не как особый род представления, а как действие, наделяющее чувственные представления объективным значением, Лашелье в результате постиг его как бытие, которое «содержит или априорно полагает условия всякого существования» (Lachelier. 1896. P. 172). Таким образом, следуя самостоятельным путём, Лашелье создал концепцию, во многом сходную с посткантианским немецким идеализмом. При этом движущим началом его диалектики является не противоречие, как у Гегеля, а стремление мышления к цели, к совершенствованию и благу. В спиритуализме Лашелье одной из важнейших тем было отношение духа и природы, а также исследование способов и форм их взаимодействия. Согласно его концепции, дух, являющийся единственной абсолютной реальностью, порождает природу, но и сам нуждается в ней для собственной реализации.
Лашелье известен также своим активным участием в подготовке «Технического и критического философского словаря» (Vocabulaire technique et critique de la philosophie, 1926). Он также считается основоположником логики отношений.
Учение Лашелье оказало влияние на некоторых представителей французского спиритуализма, таких как Э. Бутру, Ж. Ланьо, А. Бергсон и др.