Куначество
Куна́чество (от тюрк. кунак, конак – гость), социальный институт, существующий между двумя мужчинами (кунаками), связанными взаимными обязательствами в оказании друг другу гостеприимства, у народов Кавказа. Человек, имеющий в чужих краях кунака, мог найти у него не только пищу и кров, но и материальную поддержку, помощь во всех делах, например в торговле, в поиске и наказании кровных врагов и т. д. Обычно кунаками становятся представители различных стран и народов, а также соплеменники, живущие далеко друг от друга. Устанавливалось также в отношениях горцев с казаками, с военнослужащими царской армии, с русским населением в целом. Отношения кунаков передаются из поколения в поколение.
Различаются куначество-дружба и куначество-патронат. Первая форма куначества – классическая и генетически исходная, близкая по своему содержанию к побратимству – основана на отношениях равноправия и взаимности: каждая из сторон может в любое время явиться к другой, рассчитывая на всё, что в состоянии сделать для неё хозяин-кунак. Для кунаков предназначалось особое помещение – кунацкая, где постоянно всё было готово к приёму и куда кунак мог явиться в любое время, даже не уведомляя хозяина. Приличия требуют от горца, чтобы, посещая селение, в котором живёт его кунак, он останавливался лишь в его доме; нарушение этого правила считается оскорблением хозяина со стороны гостя и может привести к разрыву дружбы. Куначество-дружба остаётся престижной формой связей. Чем больше у человека кунаков, тем большим почётом он пользуется.
Куначество-патронат, близкое к клиентеле, получило развитие в феодальном обществе. Человек, которого феодал брал под свою защиту (у адыгов обозначался термином «канако», букв. – оставшийся при ком-то), становился неприкосновенным лицом, приближённым к князю. По мнению В. К. Гарданова, эта форма куначества близка к коммендации в средневековой Европе. Институт, близкий куначеству, известен у американских индейцев, эскимосов и др.