Корээда Хирокадзу
Корээ́да Хирока́дзу (是枝裕和) (род. 6.6.1962, Нерима, Токио), японский режиссёр документального и игрового кино, сценарист, продюсер. Лауреат многочисленных премий, включая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за фильм «Магазинные воришки» (万引き家族, 2018). В своём творчестве часто обращается к остросоциальной проблематике и семейным отношениям, затрагивая табуированные в японском обществе темы. Считается мастером психологической драмы.
Ранние годы и дебют в кино
Во время Второй мировой войны отец Корээды Хирокадзу служил в Квантунской армии и много лет провёл в советском плену – в сибирских лагерях (Ehrlich. 2019. Р. 9). Вместе с двумя старшими сёстрами Корээда Хирокадзу рос в небогатой семье, которая не могла позволить себе совместные походы в кино и ограничивалась просмотром телевизионных фильмов (Bradshaw. 2015). В 1987 г. закончил токийский Университет Васэда, где специализировался на литературе, планируя стать писателем. После окончания учёбы получил работу на TV Man Union – первой в Японии независимой телекомпании.
В конце 1980-х гг. начал снимать документальные фильмы, не имея специального кинообразования. Первая документальная работа , «Телячьи уроки» (もう一つの教育〜伊那小学校春組の記録, 1991), в которой принимали участие дети начальной школы в префектуре Нагано, снималась на протяжении нескольких лет. В картине запечатлён процесс выращивания телёнка. Как отмечали критики, стиль документалистики Корээды Хирокадзу отличало уникальное сочетание «объективной камеры и субъективного присутствия» (Erlich. 2019. Р. 19) и смелость в выборе тем, многие из которых считались табу в современном обществе. Например, трудности, с которыми сталкиваются живущие в Японии корейцы [«Я хотел быть японцем» (日本人になりたかった, 1992)], или судьба больного СПИДом, о чём пресса начала 1990-х гг. практически не писала [«Август без него» (彼のいない八月が, 1994)]. В дальнейшем Корээда Хирокадзу неоднократно возвращался к документалистике и работе на телевидении.
Дебютировал в игровом кино полнометражным фильмом «Свет иллюзий» (幻の光, 1995) по роману Миямото Тэру (род. 1947). История молодой женщины, которая после самоубийства её мужа пытается понять причины этого поступка, привлекла внимание японских и международных критиков, увидевших в ленте влияние медитативного меланхолического стиля Одзу Ясудзиро (Ebert. 1997). Фильм получил ряд наград, включая призы «За лучший дебют» от японской киноакадемии и «Золотая Озелла» за лучшую операторскую работу на 52-м Венецианском кинофестивале в 1995 г.
Основные игровые работы
Несмотря на фантастическую фабулу, второй фильм Корээды Хирокадзу, «После жизни» (ワンダフルライフ, 1998), в характерной квазидокументальной манере рассказывал о консультантах и съёмочной группе, снимающей воспоминания умерших людей в некоем подобии чистилища, в котором им предстоит провести вечность. Осмысление потери стало центральной темой драмы «Расстояние» (ディスタンス, 2001), герои которой – родственники членов тоталитарной секты, совершивших теракт и массовое самоубийство (прообразом послужила секта «Аум Синрикё»), стремятся понять, что толкнуло их близких на этот шаг.
В своём четвёртом художественном фильме, «Никто не узнает» (誰も知らない, 2004), Корээда Хирокадзу обратился к остросоциальной проблематике, перекликающейся с его документальным лентами начала 1990-х гг. Основанное на подлинной истории натуралистическое киноповествование о малолетних детях, на много месяцев оставленных молодой матерью в съёмной квартире, шокировала зрителей и получила одобрение критиков, отметивших неожиданное сочетание современной социальной драмы с традициями японского театра но (Ehrlich. 2019. Р. 107). Далее последовала картина «Цветок» (花よりもなほ, 2006) – единственная в фильмографии режиссёра ревизионистская историческая лента о молодом самурае начала 18 в., обязанном отомстить, согласно кодексу чести, за убитого отца. Следующая работа Корээды Хирокадзу – камерная драма «Пешком-пешком» (歩いても 歩いても, 2008) о семейной поминальной встрече – носила автобиографический характер и снята вскоре после смерти матери режиссёра, став своеобразным реквиемом (Ehrlich. 2019. р. 62). Первая за 10 лет фантастическая история, «Надувная кукла» (空気人形, 2009), повествовала о приключениях ожившей надувной куклы, роль которой сыграла корейская актриса и фотомодель Пэ Ду На. Фильм стал наименее успешным в карьере Корээды Хирокадзу, провалившись в прокате и получив сдержанные отзывы критиков.
В 2014 г. Корээда Хирокадзу основал собственную компанию «Бунбуку» (япон. 分福), продюсировавшую авторские фильмы как в Японии, так и по всему миру. Сам режиссёр в 2010-е гг. вернулся к семейной проблематике: картины «Чудо» (奇跡, 2011), «Каков отец, таков сын» (そして父になる, 2013), «Дневник Умимати» (海街diary, 2015) и «После бури» (海よりもまだ深く, 2016) – социологические исследования современной японской семьи. Их главными темами стали возрастающее отчуждение между поколениями, непосильный груз родительских ожиданий, скрытая в семейных отношениях жестокость и смена привычных гендерных моделей. Эти работы укрепили репутацию Корээды Хирокадзу как мастера тонкой психологической драмы, не чуждого социологических обобщений.
В 2017 г. вышел юридический триллер Корээды Хирокадзу «Третье убийство» (三度目の殺人) об адвокате, стремящемся разобраться в психологических мотивах преступника. Картина имела успех в домашнем прокате и получила многочисленные премии и номинации, включая награду за лучший фильм года, лучшие режиссуру и сценарий на 41-й церемонии Японской киноакадемии в 2018 г. В следующем году на экраны вышла остросоциальная драма «Магазинные воришки», поднимавшая излюбленные режиссёром темы распада традиционной семьи, растущей неуверенности в завтрашнем дне и попыток строить отношения, выходящие за рамки привычных для Японии социальных стереотипов. Фильм отличала своеобразная нарративная структура, позаимствованная из документалистики, постепенно раскрывающая отношения героев и их мотивацию, в результате чего смысл конфликта становится ясен в самом конце. Критики назвали «Магазинных воришек» одной из лучших работ Корээды Хирокадзу. Картина удостоена многочисленных наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» 71-го Каннского кинофестиваля. Сценарий был адаптирован в виде романа и опубликован на японском языке в год премьеры фильма (Корээда. 2018).
После международного триумфа драмы «Магазинные воришки» Корээда Хирокадзу решился на ещё один смелый эксперимент, сняв ленту «Правда» (真実, 2019) на французском языке, которым режиссёр совершенно не владеет, поэтому весь съёмочный процесс осуществлялся через переводчика (Ehrlich. 2019. Р. 254). Фильм показал несколько дней из жизни знаменитой актрисы в исполнении К. Денёв и её отношения со взрослой дочерью, роль которой исполняет Ж. Бинош. Картина благосклонно принята критиками и участвовала в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля.
Значение творчества
Начиная с дебютной работы Корээды Хирокадзу критики сравнивают его с японским классиком Одзу Ясудзиро (Thompson. 2018), однако сам режиссёр не считает это влияние определяющим, предпочитая соотносить себя с британским мастером социального кино К. Лоучем и Нарусэ Микио (1905–1969) – автором драм из жизни рабочего класса (Bradshaw. 2015). В то время как японские кинематограф и телевидение умышленно обходят молчанием темы бедности и разорения среднего класса, в некоторых картинах Корээды Хирокадзу натуралистически изображается жизнь социальных низов. После выхода фильма «Магазинные воришки» режиссёр подвергся критике со стороны националистов за изображение неприглядных сторон японской жизни (Nakagawa. 2018).
Отстранённую и созерцательную манеру повествования Корээды Хирокадзу часто объясняют его опытом работы в документалистике: многие его ленты лишены внешнего драматизма, при этом ему, по словам критика Дж. Чанга, удаётся совместить «поразительный драматический нюанс с тональной вариативностью в удивительно узком диапазоне» (Chang. 2017. P. E1, E8). Кроме того, ключевое для сюжета событие нередко остаётся за кадром и режиссёр изучает продолжительное влияние болезненных воспоминаний людей на их жизнь, фокусируя своё внимание на судьбе переживших травму героев (Moreno. 2009. Р. 84).
Для Корээды Хирокадзу характерны поиски границ документалистики и создания гибридных жанров. Так, при написании сценария к фильму «После жизни» он вместе с членами своей съёмочной группы провёл более 500 интервью в святилищах, церквях и больницах, предложив респондентам выбрать «одно воспоминание, которое они хотели бы взять с собой после смерти» (Ehrlich. 2019. Р. 80); некоторые интервью легли в основу диалогов фильма.
По словам режиссёра, при создании картин его главным образом интересуют «эмоции, которые возникают в результате столкновения так называемой реальной жизни с приёмами кино» (Cacoulidis. 2005). Он выделяет 3 основные стадии работы над сценарием и созданием персонажей: «наблюдение», «воображение» и «поиск памяти» (Ehrlich. 2019. P. 11). Корээда Хирокадзу также придаёт особое значение изменению сценария, которое нередко происходит на съёмочной площадке и зависит от динамики персонажей (Kore-eda. 2019. P. 42). В связи с этим критики указывают на особую диалогичность, которая понимается им как основа творческого метода.