Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство
Конве́нция о регистра́ции объе́ктов, запуска́емых в косми́ческое простра́нство (англ. Convention on Registration of Objects Launched into Outer Space), международное соглашение, принятое 12 ноября 1974 г. резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН, открытое для подписания 14 января 1975 г. и вступившее в силу 15 сентября 1976 г.
В Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (далее – Конвенция) определяются принципы, правила и процедуры, касающиеся регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, а также закрепляются права и обязанности государств-участников в этой сфере. По состоянию на 1 марта 2022 г. участниками Конвенции являются 72 государства, подписали 3 государства (Status of International Agreements relating to activities in outer space as at 1 January 2022). Российская Федерация является участником Конвенции.
Конвенция тесным образом связана с другими международными договорами и соглашениями в сфере космоса и, прежде всего, с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967), Соглашением о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, а также Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами.
Конвенция играет важную роль в регулировании международных отношений в области освоения космического пространства и достаточно успешно решает проблему регистрации и идентификации космических объектов.
Предыстория
Интенсивная деятельность государств в сфере изучения и использования космического пространства привела к насущной необходимости регистрации объектов, запускаемых в космос.
Проблематика регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, первоначально была поднята Специальным комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях в 1959 г. При этом были определены несколько практических целей подобной регистрации: возможность отслеживать объекты, обеспечение возможности уведомления других государств, возможность предотвращения столкновения между космическими объектами и воздушными судами, помощь в поиске объектов, возвращающихся на Землю.
В 1961 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция 1721 (XVI), закрепляющая призыв к государствам предоставлять информацию о запусках космических объектов в целях их международной регистрации. Следуя этой резолюции, государства, запускающие космические объекты, начали на добровольной основе направлять в ООН соответствующую информацию о запускаемых ими космических объектах. В 1962 г. Комитет по исследованию космического пространства издал правила по организации запусков и стандартизации представления основных данных. При этом указанные правила особо подчёркивали важность своевременного и полного предоставления такой информации.
С вступлением в силу Конвенции, регистрация запусков космических объектов для государств-участников приобрела юридически обязательный характер.
Содержание Конвенции
Конвенция состоит из преамбулы и 12 статей.
В статье I раскрываются основные понятия и термины, используемые в Конвенции. В частности, определяется, что термин «запускающее государство» означает государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, а также государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта.
Термин «государство регистрации» означает запускающее государство, в регистр которого занесён космический объект. Определяется, что термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и части этого средства.
Конвенция возлагает на государства-участников обязанность учредить национальный регистр, в который должны вноситься записи о космических объектах, запускаемых на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство. При этом каждое запускающее государство должно информировать Генерального секретаря ООН об учреждении такого регистра. Если же космический объект запускается двумя или более государствами, то они совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Предусматривается, что содержание национального регистра, а также условия его ведения должны определяться государством регистрации (ст. II Конвенции).
Наряду с возлагаемой на государства-участники обязанностью учредить национальные регистры, Конвенция предусматривает также учреждение международного реестра, в который должна вноситься информация о запускаемых государствами-участниками космических объектах. Конвенция закрепляет положение об обеспечении полного и открытого доступа к содержащейся в международном реестре информации, ведёт который Генеральный секретарь ООН.
Конвенция возлагает на государства-участников обязанность предоставлять соответствующую необходимую информацию о каждом космическом объекте, занесённом в национальный регистр. Устанавливаются параметры подобной информации, к которым можно отнести: название запускающего государства (государств); наименование космического объекта или его регистрационный номер; дату и территорию или место запуска; основные параметры орбиты, включая: период обращения, наклонение, апогей, перигей; общее назначение космического объекта.
Указанный перечень предоставляемых видов информации не является исчерпывающим: государство регистрации может также предоставить Генеральному секретарю ООН и иную дополнительную информацию, касающуюся космического объекта, занесённого в его регистр.
В Конвенции закрепляется обязанность государств-участников уведомлять Генерального секретаря ООН в максимально возможной степени и в ближайший практически осуществимый срок о тех космических объектах, в отношении которых они ранее представили информацию и которые, будучи выведенными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите (ст. IV).
Конвенция закрепляет важную процедуру идентификации объектов, причинивших ущерб государству-участнику или его гражданам и юридическим лицам, или объектов, которые могут иметь опасный или вредоносный характер.
В этой связи закрепляются положения, в соответствии с которыми если государство-участник не может идентифицировать космический объект, причинивший ущерб ему или любому его физическому или юридическому лицу, либо который может иметь опасный или вредоносный характер, то другие государства-участники, включая, в частности, государства, располагающие средствами наблюдения за космическими объектами и их сопровождением, отвечают в максимально возможной степени на поступающую от этого государства-участника или представленную от его имени через Генерального секретаря ООН просьбу о помощи в идентификации объекта, оказываемой на справедливых и разумных условиях.
При этом государство-участник, обращающееся с такой просьбой, представляет в максимально возможной степени информацию о времени, характере и обстоятельствах событий, послуживших основанием для этой просьбы. Условия оказания такой помощи определяются соглашением между заинтересованными сторонами.
Важной особенностью Конвенции является то, что при определённых условиях она допускает осуществление регистрации космических объектов международными межправительственными организациями, наделяя их в этих целях соответствующими правами и обязанностями (ст.VII).
В этой связи Конвенция предусматривает, что международная межправительственная организация должна осуществлять космическую деятельность и принять на себя права и обязанности, содержащиеся в Конвенции, а большинство государств – членов этой организации должны являться государствами – участниками Конвенции и Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. В настоящий момент права и обязанности по данной Конвенции приняли на себя 4 международных межправительственных организации: Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников, Европейское космическое агентство, Европейская организация спутниковой связи, Международная организация космической связи «Интерспутник».
Статьи VIII – XII Конвенции содержат заключительные положения, касающиеся условий её подписания, присоединения к ней, ратификации, поправок, возможности пересмотра, а также выхода государств-участников из Конвенции и др.
В соответствии с положениями Конвенции осуществлена унификация национального законодательства РФ, в частности, путём принятия Закона РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности», регламентирующего, в том числе, вопросы правового статуса и регистрации космических объектов.