Коккинаки Владимир Константинович
Коккина́ки Влади́мир Константи́нович [12(25).6.1904, Новороссийск – 7.1.1985, Москва], советский военный лётчик и лётчик-испытатель, генерал-майор авиации (1943), дважды Герой Советского Союза (1938 и 1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), заслуженный мастер спорта СССР (1959).
Родился в семье потомка понтийских греков. Отец, Константин Павлович, работал в порту весовщиком. В семье было семеро детей. Из шести братьев пятеро стали авиаторами. Окончив 3 класса начальной школы, В. Коккинаки отправился на заработки. Первое место работы – виноградники завода шампанских вин «Абрау-Дюрсо»; затем матрос на рыболовецком судне, грузчик в порту. Отличался исключительной силой, активно и успешно занимался спортом. Экзамены за среднюю школу сдал экстерном.
В 1925 г. был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, служил в пехоте. В 1927 г. направлен в Ленинградскую военно-теоретическую авиашколу, а после её окончания в 1928 г. – в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (ныне Борисоглебская учебная авиабаза Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина). По окончании Борисоглебской лётной школы (1930) служил в строевых частях ВВС. В 1931 г. с отличными рекомендациями назначен на должность лётчика-инструктора в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА имени Ленинского комсомола, где за 4 года до этого начинал осваивать основы лётного дела.
В 1932–1935 гг. Коккинаки – командир отряда лётчиков-испытателей в Научно-испытательном институте ВВС РККА (НИИ ВВС, ныне 929-й Государственный лётно-испытательный центр имени В. П. Чкалова Министерства обороны РФ, г. Ахтубинск, Астраханская область), а затем на авиазаводе № 39 имени Менжинского. В НИИ ВВС проводил испытания истребителей ДИ-4 (опытный двухместный, конструктор А. Лавиль), И-15 и И-16 (конструктор Н. Н. Поликарпов), а также «Звена Вахмистрова» в конфигурации «1А» (тяжёлый двухмоторный бомбардировщик А. Н. Туполева ТБ-1 в роли летающего авианосца с двумя истребителями-бипланами Поликарпова И-5 на крыле).
На испытательной работе показал себя блестящим пилотом. Среди его уникальных достижений: посадка истребителя на одно колесо (другое было потеряно на взлёте), посадка гидросамолёта с отказавшим мотором на верхушки деревьев (все находившиеся на борту люди были спасены).
1 мая 1935 г. он возглавил группу истребителей И-16 («Красная пятёрка»: В. К. Коккинаки, С. П. Супрун, В. Н. Евсеев, В. В. Шевченко и Э. Ю. Преман), которая впервые выступила на авиапараде над Красной площадью. С этого дня принято отсчитывать историю публичных выступлений советских пилотажных групп.
В 1935–1965 гг. Коккинаки – лётчик-испытатель, затем старший лётчик-испытатель в опытном конструкторском бюро (ОКБ) С. В. Ильюшина (ранее ОКБ авиазавода имени Менжинского, затем Московский машиностроительный завод «Стрела», ныне ПАО «Ил» в составе Объединённой авиастроительной корпорации госкорпорации «Ростех»).
В период с 1935 г. и вплоть до окончания Великой Отечественной войны провёл лётные испытания разработанных под руководством С. В. Ильюшина опытных и серийных модификаций бомбардировщиков ЦКБ-26, ЦКБ-30, ДБ-3М, ДБ-3Ф (Ил-4), ЦКБ-56 (ДБ-4), Ил-6; самолёта дальнего сопровождения ЦКБ-54 («воздушный крейсер»); торпедоносцев ДБ-3Т, ДБ-3ТП (ЦКБ-54 на поплавках); высотного разведчика Ил-4ТК; штурмовиков ЦБК-55, Ил-2 (в нескольких двухместных и одноместных вариантах, с различными комбинациями двигателей и вооружения), ЦКБ-57, ЦКБ-55П, Ил-8, Ил-8-2, Ил-10, Ил-16; истребителя ЦКБ-32 (И-21); истребителей-бомбардировщиков Ил-2И, Ил-1.
При этом Коккинаки не только испытывал новую авиатехнику, но и весьма успешно демонстрировал её выдающиеся возможности. Так, в 1936 г. он стал первым в СССР пилотом, выполнившим на тяжёлом двухмоторном самолёте (опытный бомбардировщик ЦКБ-26) петлю Нестерова, а в 1936–1937 гг. установил 7 мировых рекордов скорости и грузоподъёмности (также на ЦКБ-26).
В годы Великой Отечественной войны и некоторое время после неё Коккинаки совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности СССР (1943–1947) и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.
После войны провёл лётные испытания опытных и серийных модификаций бомбардировщиков Ил-22 (первый бомбардировщик ОКБ Ильюшина с турбореактивными двигателями), Ил-28, Ил-28У (учебно-боевой), Ил-46, Ил-54; торпедоносца Ил-28Т; самолётов-разведчиков Ил-28Р, Ил-28РМ, Ил-14ФК (самолёт для аэрофотосъёмки); штурмовиков Ил-20, Ил-10М, Ил-40, Ил-40П; военно-транспортных самолётов Ил-12Т (десантно-транспортный), Ил-12Д (десантный), Ил-14Т; грузового планёра Ил-32; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18 (с поршневыми двигателями), Ил-18 (с турбовинтовыми двигателями), Ил-62 (первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт 1-го класса межконтинентальной дальности); противолодочного самолёта Ил-38.
В 1958–1960-х гг. выполнил ещё 13 рекордных полётов на турбовинтовом самолёте Ил-18, а всего на его счету 20 официальных мировых рекордов скорости и грузоподъёмности.
В январе 1966 г. уволился в запас, но продолжал работать в ОКБ Ильюшина инженером-методистом, а с 1968 г. – ответственным представителем генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.
С 1961 г. Коккинаки – вице-президент, в 1967–1968 гг. президент, в 1968–1985 гг. почётный президент ФАИ.
Лауреат Ленинской премии (1960, удостоен за испытания самолёта Ил-18).
Награждён орденами Ленина (1936, 1938, 1939, 1945, 1951, 1984), Октябрьской Революции (1974), Красного Знамени (1944, 1945, 1957), Отечественной войны 1-й степени (1947) и 2-й степени (1944), Красной Звезды (1939, 1941, 1944, 1969), медалями, а также иностранными и международными наградами, включая Золотую авиационную медаль ФАИ (1965) и Бриллиантовое ожерелье «Цепь пионера розы ветров» («Роза ветров») Международной авиатранспортной ассоциации (1965).
Депутат Верховного Совета СССР (1937–1950).
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Почётный гражданин г. Новороссийск (1970). Бронзовый бюст установлен на центральной парковой аллее Новороссийска в 1975 г.
Его именем названы улицы в Москве, Новокузнецке, Ростове-на-Дону и г. Донской (Тульская область).