Клецки Пауль
Кле́цки Па́уль (нем. Paul Kletzki, польск. Paweł Klecki; Павел Яковлевич Клецки) (21.3.1900, Лодзь, Царство Польское – 5.3.1973, Ливерпуль, Великобритания), польский и швейцарский дирижёр, композитор.
Из семьи коммерсанта. В 1919–1921 гг. учился в Варшавской консерватории по классу скрипки Э. Млынарского и классу композиции Ю. фон Вертхайма (одновременно изучал философию в Варшавском университете), в 1921 г. – в Высшей школе музыки в Берлине по классу композиции Ф. Э. Коха. Как дирижёр дебютировал в 1923 г. в Берлине (исполнял собственные произведения). Большое влияние на формирование исполнительского стиля Клецки оказал В. Фуртвенглер (Клецки ассистировал ему в работе с Берлинским филармоническим оркестром с 1925).
В 1933 г., с приходом к власти нацистов, из-за еврейского происхождения эмигрировал в Италию, давал концерты в Венеции (1933–1934), преподавал композицию и инструментовку в Высшей школе музыки Милана (с 1935). В 1936 г. переехал в СССР, выступал с оркестром Ленинградской филармонии, в 1937–1938 гг. главный дирижёр Харьковской филармонии. В 1938 г. вернулся в Западную Европу, жил в Швейцарии (гражданство с 1947). Преподавал в Лозаннской консерватории (с 1940 профессор), принимал участие в музыкальных фестивалях в Люцерне.
В послевоенные годы Клецки стал всемирно известным дирижёром, гастролировал в Западной Европе, США (в 1959 играл с Филадельфийским оркестром), в СССР (1966, 1968). В 1954–1955 гг. возглавлял Ливерпульский филармонический оркестр, в 1958–1961 гг. – Далласский симфонический оркестр, в 1967–1970 гг. – оркестр Романской Швейцарии (здесь был преемником Э. Ансерме). Репертуар состоял главным образом из произведений австро-немецких композиторов, значительное место в нём занимала русская музыка 19 в. Среди многочисленных аудиозаписей: все симфонии Л. ван Бетховена (с Чешским филармоническим оркестром), Первая, Четвёртая и Девятая симфонии Г. Малера, Пятая и Шестая симфонии П. И. Чайковского (с лондонским оркестром «Филармония»).
Бо́льшая часть сочинений Клецки – в стиле позднего романтизма. Автор концертов для фортепиано и скрипки с оркестром, четырёх симфоний (наиболее известна Третья симфония «In memoriam», 1939, посвящённая жертвам фашизма), скрипичных сонат, двух струнных квартетов, фортепианных фантазий и прелюдий, песен.