Клелия
Кле́лия (лат. Cloelia), легендарная римская героиня, совершившая в 508 г. до н. э. побег из вражеского плена. Согласно легенде, переданной историком Титом Ливием, знатная девушка Клелия была одной из заложниц, данных римлянами в 508 г. до н. э. этрусскому царю Порсене. Клелия обманула стражу и во главе группы сверстниц бежала из военного лагеря, переплыв реку Тибр под стрелами врагов. Порсена потребовал вернуть Клелию, угрожая расторгнуть мирный договор, но затем объявил, что отпустит смелую девушку целой и невредимой, если она вернётся. Царь выполнил своё обещание и даже разрешил Клелии выбрать из числа заложников тех, кого она может увести с собой в Рим.
О героическом поступке девушки писали многие античные авторы – Плутарх, Вергилий, Плиний Старший, Ювенал, Орозий. Некоторые писатели (Флор, Аврелий Виктор, Плутарх, Валерий Максим) добавляют, что Клелия бежала верхом на коне.
Традиция, переданная древнегреческим историком Дионисием Галикарнасским и Плутархом, говорит, что изгнанный римский царь Тарквиний попытался похитить заложниц на обратном пути в лагерь этрусков. Этот план не удался, и разгневанный Порсена отпустил всех пленных римлян, а зачинщицу бегства девушек похвалил и одарил боевым конём в роскошной сбруе.
В честь Клелии была сооружена бронзовая статуя на Священной дороге. Античные авторы иногда добавляют, что изваяние воздвигли спасённые из плена люди. Однако существует версия о том, что статую поставили другой сбежавшей заложнице – Валерии, дочери консула Валерия Попликолы. Этот вариант легенды, по-видимому, восходит к анналисту Валерию Анциату, желавшему прославить свой род. Ко времени Дионисия Галикарнасского (1 в. до н. э.) изваяние было уничтожено пожаром, но впоследствии восстановлено.
Историк Р. М. Огилви считал, что легенда о девушке, спасшей своих товарищей по несчастью, имеет историческую основу, а рассказ о переплытии Тибра верхом добавлен, чтобы объяснить существование конной женской статуи. Поскольку почести, связанные с установлением статуи, были заимствованы римлянами из Греции не раньше 4 в. до н. э., скорее всего изваяние изображало богиню. Согласно гипотезе исследователя Э. Пайса, статую воздвигли в честь Венеры Клуилии, или Клоацины (откуда имя Клелия), богини Большой клоаки (Cloaca Maxima) – грандиозного дренажного сооружения, позволившего осушить место нынешнего Римского форума. Однако доказательств того, что Венера Клоацина изображалась верхом, не существует. Согласно мнению А. Швеглера и Р. М. Огилви, статуя была посвящена Конной Венере, чей культ ввёл легендарный древнегреческий герой Эней.