Феопемпт (митрополит Киевский)
Феопе́мпт (ум. не ранее 1039), церковный деятель, митрополит Киевский (середина 1030-х гг. – не ранее 1039). По происхождению грек. Первый среди киевских митрополитов, упомянутых в русских источниках («Повесть временных лет», Новгородская первая летопись младшего извода).
Согласно сфрагистическим и некоторым косвенным данным, Феопемпт до поставления митрополитом, по всей видимости, был насельником Студийского монастыря в Константинополе.
В литературе высказывались различные точки зрения относительно времени занятия Феопемптом Киевской кафедры. По мнению А. Поппэ, это случилось около 1034 г. благодаря протекции влиятельного византийского государственного деятеля Иоанна Орфанотрофа, брата императора Михаила IV Пафлагона (1034–1041). Большинство исследователей относят приезд святителя на Русь к 1036 г., когда состоялась хиротония новгородского епископа Луки (А. Ю. Карпов, А. В. Назаренко, М. В. Печников). Предшественник Луки на новгородской кафедре, Ефрем, управлял ею с 1030 г. и, по всей видимости, так и не получил рукоположения, что говорит об отсутствии в этот период митрополита на Руси.
С приездом Феопемпта обычно связывают начало строительства каменного кафедрального Софийского собора в Киеве, о котором летописец сообщает под 6545 (1037) г. В то же время, учитывая сводный и ретроспективный характер данной статьи, которая обобщает всю градостроительную деятельность в Киеве правившего там в 1016–1018 и 1019–1054 гг. князя Ярослава Владимировича, более вероятно, что 1037 г. – это не дата закладки собора, а время его освящения (Виноградов. 2019. С. 166). В пользу данного прочтения свидетельствует и Новгородская Карамзинская летопись, ряд статей которой, скорее всего, отражают древнее летописание 11 в. (Виноградов. О дате). В таком случае Феопемпт мог не только освятить собор, но и участвовать в оформлении его внутреннего убранства. Отметим, что в росписи особое место занимает фигура святого Феодора Студита – основателя Студийского монастыря в Константинополе.
Единственным прямым упоминанием о деятельности Феопемпта на Руси является свидетельство «Повести временных лет» о том, что в 1039 г. митрополит переосвятил Десятинную церковь в Киеве (причина повторного освящения неясна). Осенью того же года, согласно византийским источникам, он находился в Константинополе, где принимал участие в работе Патриаршего синода (Erlasse des Patriarchen ... 1911. S. 42).
О возвращении Феопемпта на Русь источники не сообщают. Вероятно, в период русско-византийской войны 1043–1045/1046 гг. митрополита в Киеве не было. При этом А. Поппэ допускал, что данный конфликт не сказался на судьбе Феопемпта, поскольку он вместе с киевским князем Ярославом Владимировичем был приверженцем не правящего императора Константина IX Мономаха, а узурпатора Георгия Маниака. Вместе с тем трудно представить, чтобы, находясь в Киеве, митрополит мог допустить неканоническую инициативу Ярослава Владимировича, который в 1044 г. распорядился эксгумировать и крестить останки своих дядей – киевского князя Ярополка Святославича и древлянского князя Олега Святославича.
Ко времени святительства Феопемпта иногда относят учреждение Юрьевской и Переяславской епархий (А. Поппэ, Я. Н. Щапов, Г. Подскальски). Однако существует и другая точка зрения, согласно которой кафедра в Переяславле возникла после завершения войны с Византией (1045/1046), а в Юрьеве – около 1060 г. (Назаренко. Церковь).
С деятельностью Феопемпта А. А. Шахматов связывал создание Древнейшего летописного свода, который прославлял просветительскую деятельность Ярослава Владимировича и оканчивался статьёй 6547 (1039) г. Учёный осторожно предположил, что «побудительной причиной» его появления могло быть учреждение в Киеве митрополии. М. Д. Присёлков развил эту гипотезу, связав с именем Феопемпта установление над Русской Церковью юрисдикции Константинопольского патриархата.
Печать митрополита сохранилась до нашего времени в 3 экземплярах, 2 из которых хранятся в США (византиноведческий центр Дамбартон-Окс), а один – на Украине (Институт археологии Национальной Академии наук Украины). На одной стороне печати имеется погрудное изображение святого Иоанна Предтечи, на другой – легенда на греческом языке: «+Κ(υρι)ε β(оη)θ(ει) Θεоπεμ(π)τо μ(ητ)ρоπ(o)λ(ιτη) Ρoσ(ιας)» («Господи, помоги Феопемпту, митрополиту Руси»). Изображение Иоанна Крестителя присутствует на одном из сфрагистических типов константинопольского патриарха Алексия Студита (1025–1043) – современника Феопемпта, но это совпадение символизирует скорее не подчинённость митрополита патриарху (как считал В. Л. Янин), а их общую принадлежность к Студийской обители, главной реликвией которой была глава святого Иоанна Предтечи.