Казахстан. Танец и балет
Та́нец и бале́т в Казахста́не. В традиционной танцевальной культуре казахского народа отобразились обряды жизненного цикла («Келиншек» − «Молодая невеста», «Айкосак» − «Лунная пара»), трудовые процессы («Кииз-басу» − войлоковаляние, «Ормек би» − танец ткачихи), охота («Мерген» − «меткий охотник», «Садак би» − танец лучников), народные игры и праздничные состязания («Утыс би» − танец-соревнование, «Кокпар» − козлодрание). Основные черты казахского танца – отсутствие канона и импровизационная танцевальная пластика с подражанием повадкам животных и птиц, трудовым движениям. Нашли в танце и гендерные поведенческие особенности: для мужского более характерны экспрессивность, для женского – плавность. Обычно танцы исполнялись под аккомпанемент домбры.
В 20-е гг. 20 в. элементы фольклорного танца введены в спектакли первых профессиональных театральных коллективов. Исполнение Ш. Б. Жиенкуловой, А. Исмаилова, И. Бижыбаева и др. стали первыми опытами народно-сценического танца (танцевальные номера «Каражорга», «Коян-би», «Келиншек» и др.).
В 1936 г. во время 2-й Декады казахского искусства в Москве в операх «Кыз-Жибек» и «Жалбыр» Е. Г. Брусиловского балетные номера на основе танцевального фольклора стали органической составляющей спектаклей в исполнении артистов Объединённого театра казахской и русской оперы (ныне Казахского государственного музыкального театра, балетмейстер А. А. Александров).
В 1930−1950-е гг. поставлены балеты «Калкаман и Мамыр» (балетмейстер Л. А. Жуков, 1938), «Камбар и Назым» (балетмейстеры М. Ф. Моисеев, К. Жандарбеков, 1950; оба – композитор В. В. Великанов), «Весна» И. Н. Надирова (балетмейстер А. И. Чекрыгин, 1940). В военные годы знаковым событием для деятельности театра стал приезд Г. С. Улановой и других советских артистов и хореографов. Состоялись премьеры балетов «Жизель» А. Адана (1943), «Лауренсия» А. А. Крейна (1944) и др.
В 1939 г. создан Ансамбль народного танца под руководством Аубакира Исмаилова, в 1955 г. – Государственный ансамбль песни и танца Казахской ССР под руководством Л. Д. Чернышёвой (ныне Государственный ансамбль танца Республики Казахстан «Салтанат»).
В 1958 г. во время 2-й Декады казахского искусства и литературы в Москве показан балет «Дорогой дружбы» Л. Б. Степанова, Н. А. Тлендиева и Е. В. Манаева (балетмейстеры Р. В. Захаров, Ю. П. Ковалёв и Д. Т. Абиров).
Дальнейшее развитие национальной хореографии приходится на 1960–1970-е гг.: в этот период к жанру балета обратились казахстанские композиторы Е. Г. Брусиловский, Г. А. Жубанова и К. Х. Кужамьяров. Хореографический язык новых произведений строился главным образом на лексике классического балета с элементами национального танца (казахского, уйгурского). Постановки спектаклей «Легенда о белой птице» Жубановой (1966), «Чин-Томур» Кужамьярова (1968) и «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» Брусиловского (1971) стали значительными явлениями в хореографическом искусстве Казахстана.
В 1967 г. Б. Г. Аюханов создал ансамбль хореографических миниатюр «Молодой балет Алма-Аты» (ныне Государственный академический театр танца Республики Казахстан) – без традиционного кордебалета и с исполнительским репертуаром для каждого артиста. В 1969 г. основан эстрадно-танцевальный ансамбль «Гульдер» под руководством Г. Г. Галиевой.
В 1980-е гг. в балетном репертуаре Государственного академического театра оперы и балета имени Абая (ГАТОБ имени Абая, ныне Казахский национальный академический театр оперы и балета имени Абая, КазНТОБ имени Абая) появились новые жанровые спектакли казахстанских авторов: «Фрески» Т. К. Мынбаева и хореографа З. М. Райбаева (1981), рок-опера-балет «Брат мой, Маугли» композитора А. Е. Серкебаева и хореографа М. Ж. Тлеубаева, «Три поросёнка» С. Н. Кибировой и хореографа Тлеубаева (оба – 1982), «Вечный огонь» С. Ж. Еркимбекова и хореографа Тлеубаева (1985). В 1990-е гг. знаковой постановкой стал балет «Карагоз» Г. А. Жубановой и хореографа Г. Д. Алексидзе (1990).
В 1985 г. (по другим данным, в 1986) организован Государственный ансамбль народного танца «Алтынай» (первый художественный руководитель − О. В. Всеволодская-Голушкевич). Для ансамбля ставили танцы хореографы: Д. Т. Абиров, Ш. Б. Жиенкулова, А. Исмаилов, Ж. К. Байдаралин, Г. А. Орымбаева, Т. О. Изим и др. Г. Ю. Саитова успешно осуществляла постановки уйгурских народных танцев в Уйгурском театре музыкальной комедии (ныне Республиканский государственный академический уйгурский театр музыкальной комедии имени К. Кужамьярова). Ныне ансамбли народного танца функционируют в филармониях страны.
Современная хореография в Казахстане постоянно развивается. Пионером в области современного танца стал Ж. К. Байдаралин. В 1998 г. Г. В. Адамова создала театр современного танца Samruk (спектакли «Жезтырнак», «Аранхуэс», «Джаз-кафе», «Тамыр», «Наркыз»). В 2009 г. Гульнара и Гульмира Габбасовы открыли авторский танцевальный театр, направленный на поиск новых пластических форм.
В 21 в. продолжается активная работа балетной труппы КазНТОБ имени Абая (художественный руководитель балетной труппы − Г. У. Туткибаева). Открылись театры «Астана Балет» (2012, художественный руководитель – Н. И. Канетов) и Государственный театр оперы и балета «Астана Опера» (2013, художественный руководитель балетной труппы – А. А. Асылмуратова).
Молодое поколение артистов балетной труппы театра «Астана Опера» (А. Уразов, Б. Б. Адамжан, А. Рустемова, Г. Е. Усина, М. К. Басбаева, Е. Рахматуллаев и др.), театра «Астана Балет» (А. Б. Абильгазина, Ф. Т. Буриев, Н. Аймухаметова, С. Султанов, Т. Тен и др.), КазНТОБ имени Абая (Г. Курбанова, Азамат и Асель Аскаровы, А. Аширбек, А. Егисбаева, Р. Имангалиев) неоднократно становилось победителями и лауреатами международных и республиканских конкурсов и фестивалей.
Основные тенденции развития балетного искусства в 21 в.: этно-фольклорное направление – хореографическая миниатюра «Времена года» (хореограф А. А. Тати, 2019), балеты «Султан Бейбарс» Х. Х. Шангалиева, А. Альпиева (хореограф М. Авахри, 2020), «Козы Корпеш – Баян Сулу» А. Р. Раимкуловой (хореограф Г. А. Ковтун, 2021) и др.; балеты классического репертуара; современный танец – In the Middle, Somewhat Elevated («Посередине, чуть выше»; хореограф У. Форсайт, 2017), Love's Lost Idols («Утерянные кумиры любви»; хореограф Н. Фонте), «Саломея» (хореограф М. Авахри, оба – 2018), Fuego Lento («Медленный огонь»; хореограф Р. Амаранте, 2021), Falling Angels («Падшие ангелы»; хореограф И. Килиан, 2022) и др.; неоказахское направление – «Желтораңғы туралы аңыз» («Легенда о туранге»; хореограф А. Садыкова, 2020), «Арканы судьбы» К. Абдуллиной (хореограф М. Авахри, 2021), и др.
Для творческих коллективов и исполнителей в республике проводятся Международный фестиваль-конкурс хореографического искусства «Огни Байтерека», Республиканский конкурс казахского танца имени Ш. Жиенкуловой (1992), Международный конкурс артистов балета при содействии Фонда развития и поддержки балета и национального танца (2006), Международный балетный фестиваль Temps lié (2018, все – в Астане), Международный конкурс хореографических учебных заведений «Өрлеу» («Орлеу», 2008, Алма-Ата).
Этапы развития казахского хореографического искусства освещены в работах балетоведов Л. П. Сарыновой, Г. Т. Жумасеитовой, Д. Д. Уразымбетова и др.