Кавалерович Ежи
Кавалеро́вич Е́жи (Jerzy Kawalerowicz) (19.1.1922, Гвоздец, Польша, ныне Ивано-Франковская область, Украина – 27.12.2007, Варшава), польский кинорежиссёр, сценарист, общественный деятель.
В 1946–1949 гг. учился в Академии изобразительных искусств в Кракове, там же в 1946 г. окончил ускоренные курсы киноподготовки.
Профессиональную деятельность начинал как ассистент кинорежиссёра, второй режиссёр. С 1955 г. постоянный руководитель кинообъединения «Кадр» (Варшава).
В 1951 г. дебютировал (совместно с К. Сумерским) фильмом «Община», рассказывающим об аграрной реформе в послевоенной Польше. В дилогии «Целлюлоза» (в отечественном прокате «Дороги жизни», 1953) и «Под фригийской звездой» по произведениям И. Н. Абрамова-Неверли (1954, приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах в том же году) заметны черты соцреалистической нормативности (классовый конфликт, эволюция главного героя от тёмного крестьянского паренька к сознательному участнику рабочего движения), но реалистически точное воссоздание эпохи, лиц, настроений, а также зрелое мастерство постановщика сделали эту работу одним из главных произведений раннего послевоенного польского киноискусства. Фильмы «Тень» (в отечественном прокате «Кто он?», 1956; премия польской кинокритики «Варшавская Сирена» за 1956, вручена в 1957) и «Настоящий конец большой войны» (в отечественном прокате «Этого нельзя забыть», 1957) основаны на теме Второй мировой войны 1939–1945 гг., но решены по законам популярных жанров: первый как шпионский детектив, второй как психологический триллер. В фильме «Поезд» (в отечественном прокате «Загадочный пассажир», 1959) воспроизведена модель современного польского общества, разнообразных представителей которого объединяет тоска по взаимопониманию. Универсальная духовно-этическая проблематика присутствует в большинстве последующих работ Кавалеровича. Наиболее совершенно она выражена в фильме «Мать Иоанна от ангелов» (по одноимённой пьесе Я. Ивашкевича, 1960; специальный приз жюри Каннского кинофестиваля в том же году; премия Французской киноакадемии, премия польской кинокритики «Варшавская Сирена», все – 1962; приз Международного кинофестиваля в Оберхаузене, 1963, и другие награды). Утверждение суверенности личности, её естественных чувств и запросов вопреки консервативным социальным, религиозным и другим установлениям становится сквозной темой многих фильмов режиссёра, действие которых происходит в разные эпохи и в разных странах: в Древнем Египте («Фараон» по Б. Прусу, 1965), в Риме периода конца империи («Quo vadis?» по Г. Сенкевичу, 2001), в последние годы жизни Наполеона I («Пленник Европы», 1989), в сибирской ссылке польских повстанцев 1830–1831 гг. («За что?» по Л. Н. Толстому, 1995), в начале Первой мировой войны («Аустерия» по Ю. Стрыйковскому, 1982), в 1922 г., когда националистом-фанатиком был убит первый президент независимой Польши Г. Нарутович («Смерть президента», 1977; специальный приз жюри на национальном кинофестивале в Гданьске в том же году; приз Берлинского кинофестиваля, 1978), а также в современной действительности («Игра», 1968; «Маддалена», 1971; «Встреча в Атлантике», 1980; «Дети Бронштейна», 1990). Работы Кавалеровича отличаются виртуозным повествовательным мастерством, углублённой работой с актёрами, тонкостью пластических решений.
Соавтор сценариев своих фильмов.
Член жюри Каннского кинофестиваля (1962), Московского международного кинофестиваля (1969, 1975), председатель жюри Берлинского кинофестиваля (1976).
Был инициатором создания и председателем Союза польских кинематографистов (1966–1978), с 1981 г. его почётный председатель.
Государственная премия ПНР (1955, 1966).
Юбилейная почётная премия Московского международного кинофестиваля за вклад в кинематограф (1979).
Орден Трудового Знамени 1-й степени (1975).
В 1998 г. на Аллее звёзд в Лодзи на улице Пётрковская открыта звезда Кавалеровича.