Каттелан Маурицио
Каттела́н Маури́цио (Maurizio Cattelan) (род. 21.9.1960, Падуя), итальянский художник. Родился в бедной многодетной семье, профессионального образования не получил. По окончании средней школы учился на электротехника, работал садовником, поваром, охранником, санитаром в морге и т. д. В 1980-х гг. занимался дизайном мебели (стол «Cerberino» из стекла и металла, 1989, и др.).
Выбрав затем карьеру художника, Каттелан снискал репутацию неугомонного провокатора, шутника и мистификатора своими эксцентричными акциями и парадоксальными арт-объектами. Обращаясь к самому широкому спектру тем – от политики и истории до размышлений о собственной идентичности, он проблематизирует принятые нормы морали и общественные институции, иронично и дерзко низвергая авторитеты и расширяя границы возможного.
Первая персональная выставка Каттелана (1989, Болонья) была перформансом, рассчитанным на возмущение публики – вместо экспозиции гостей галереи «Неон» ждало объявление на закрытых дверях: «Скоро вернусь». В 1993 г., приглашённый принять участие в основной программе Венецианской биеннале, он сдал отведённое ему выставочное пространство в аренду парфюмерной фирме, назвав свою акцию «Работать – плохое дело». В 1996 г. для выставки в Амстердаме он похитил произведения другого художника из соседней галереи и представил, выдав за свои, под названием «Ещё один чёртов реди-мейд».
С 1995 г. создаёт инсталляции из чучел животных, которые для него изготовляет таксидермист М. Вайе. Автобиографический подтекст, связанный с суицидальными переживаниями автора, имеет объект «Бидибидобидибу» (1996): белка, застрелившаяся за кухонным столом, напоминающим тот, за которым происходили тяжёлые выяснения отношений в семье Каттелана. Две почти идентичные инсталляции «Баллада о Троцком» (1996) и «Двадцатый век» (1997) – подвешенное под потолком, беспомощно болтающееся чучело лошади – воплощение энергии и невозможности её реализации. С 1999 г. Каттелан, пригласив к сотрудничеству скульптора Д. Друэ, стал использовать в своих инсталляциях жизнеподобные восковые фигуры хорошо известных людей; в дальнейшем работал также с другими скульпторами и материалами (в том числе полимерными смолами). Так, инсталляция «Девятый час» (1999) представляет собой жизнеподобную скульптуру Иоанна Павла II: не выпуская процессионный крест, он лежит на красной ковровой дорожке, сражённый метеоритом. Столь же провокативна инсталляция «Он» (2001): коленопреклонённый в молитвенной позе А. Гитлер, сзади напоминающий ребёнка, беспомощный и жалкий и – одновременно – воплощение абсолютного зла.
Каттелан иронизирует над собой и собственным образом: в работе «Spermini» (1997) хаотично размещённые на стене 500 латексных масок напоминают лицо самого художника, однако со стилизованными чертами того или иного этноса. Это отсылка к периоду жизни Каттелана, когда ему приходилось подрабатывать донором банка спермы. Автопортрет художника – восковой персонаж, высунувший голову из дыры в полу в одном из залов Музея Бойманса – ван Бёнингена в Роттердаме («Без названия», 2001).
Комментарием на тему официальной и реальной, принадлежащей, по мнению автора, корпорациям власти стала скульптура «L.O.V.E.» (аббревиатура из начальных букв итальянских слов «свобода, ненависть, месть, вечность»), установленная в 2010 г. перед зданием Миланской биржи: это высеченная из белого каррарского мрамора 4-метровая кисть руки воздета в фашистском приветствии, но у неё отрезаны все пальцы, кроме среднего, что напоминает известный оскорбительный жест.
В 2011 г. Каттелан объявил о завершении своей художественной карьеры, подведя итоги ретроспективной выставкой «Всё» (2011–2012) в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке: его работы свешивались на тросах в атриуме, образованном спиральным пандусом здания, представляя собой гигантскую инсталляцию, выводящую тему смерти, которая явно или скрыто присутствует практически в каждой из них, на первый план.
В дальнейшем Каттелан вместе с фотографом П. Феррари издавал журнал Toiletpaper (2010–2019), сотрудничал с компаниями, выпускавшими предметы интерьера и сувенирную продукцию, а также с домами моды (рекламная кампания для марки Kenzo, 2013), публиковал интервью-мистификации с умершими художниками (так, в 2012 вышла в свет его «беседа» с итальянским живописцем Д. Ньоли, скончавшимся в 1970). При этом уже в 2016 г. он представил объект «Америка» в виде функционирующего унитаза из золота 750-й пробы, а в 2019 г. международный резонанс вызвала инсталляция «Комик» – прикреплённый к стене клейкой лентой банан (2019; породил в профессиональной среде очередной виток дискуссии о границах искусства и поток подражаний в социальных сетях).
Ретроспективная выставка 2011–2012 гг. в музее Соломона Гуггенхайма стала сюжетом документального фильма «Маурицио Каттелан: ушёл, скоро буду» (2017, режиссёр М. Аксельрод). Благодаря намеренной «сенсационности» творчества Кателлана, его работы вошли и в арсенал популярной культуры: копия инсталляции «Девятый час» включена в титры телесериала «Молодой папа» (2016, режиссёр П. Соррентино) и т. д.
Наследник традиций М. Дюшана, П. Мандзони, Й. Бойса, концептуального искусства и фотореализма, в творчестве которого за вызывающими и парадоксальными образами проступает глубокий трагизм бытия, Каттелан не любит объяснять свой замысел, предпочитая говорить о бесконечной многозначности смыслов и о праве на существование любой субъективной интерпретации; совокупность таких интерпретаций, по его мнению, и создаёт произведение, обеспечивая ему долгую жизнь.