«Комик» Маурицио Каттелана
«Комик» Маурицио Каттелана. Работа М. Каттелана «Комик» (англ. «Comedian»; 2019) состоит из приобретённого в супермаркете банана и закрепляющего его на стене куска серой клейкой ленты. Она была впервые показана публике французской галереей Perrotin на ярмарке произведений искусства Art Basel Miami Beach в Майами в декабре 2019 г. Художник изготовил тираж из трёх экземпляров, а также два «авторских отпечатка», из которых для продажи предназначался лишь один. «Комик» напоминает о работе Каттелана «Идеальный день» (1999), когда серой клейкой лентой к стене миланской галереи был прикреплён арт-дилер М. Де Карло. Каттелан около года планировал создание подобной работы с использованием трёхмерного изображения банана из полимерной смолы или бронзы, но в итоге решил использовать реальный предмет в духе реди-мейд.
«Комик» сразу привлёк внимание посетителей выставки, и почти одновременно с её началом в социальной сети Instagram (принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, и запрещена на территории РФ) возник усиливший интерес публики к работе Каттелана поток подражаний и пародий, который продолжался до весны 2020 г. Это были изображения разнообразных предметов, людей и животных, прикреплённых к стене серой клейкой лентой, участников карнавала в костюмах на тему «Комика», знаменитые произведения искусства, изображения людей на которых были заменены на банан (например, полотно «Мона Лиза» Леонардо да Винчи) и т. д. В ответ галерея Perrotin завела в Instagram аккаунт, посвящённый «Комику», где размещала лучшие «подражательные» публикации.
Два экземпляра «Комика» были проданы за 120 тыс. долл. США каждый, в то время как третий планировали снять с экспозиции, т. к. собиравшиеся посмотреть на произведение людские массы угрожали сохранности других выставленных на ярмарке экспонатов. Однако ещё до момента демонтажа американский художник грузинского происхождения Д. Датуна снял со стены и съел банан, часть работы «Комик»: он назвал своё действие перформансом «Голодный художник».
Это событие сделало работу Каттелана ещё более известной, а также спровоцировало широкую общественную дискуссию на тему: что делает произведение искусства таковым, особенно если это объект реди-мейд, и чем банан на стенде галереи отличается от сотен других в супермаркете, где его приобрёл художник.
Тема сохранности банана в случае кражи, уничтожения или естественного разложения не является для этого произведения искусства острой: подлинность работы гарантирует лишь авторский сертификат, поэтому официальный владелец арт-объекта «Комик» может заменять его как угодно часто. В этом смысле можно сравнить работу «Комик» с такими произведениями П. Мандзони, как «Дыхание художника» (1960), «Дерьмо художника», «Живые скульптуры» (оба 1961), чья ценность определялась именно сертификатом.