Кадьер Леопольд
Кадье́р Леопо́льд, Леопольд Мишель Кадьер (Léopold Michel Cadière) (14.2.1869, Экс-ан-Прованс – 6.7.1955, Хюэ, Государство Вьетнам, ныне Вьетнам), французский католический миссионер, священник Парижского общества заграничных миссий, проповедовавший во Французском Индокитае (в Кохинхине, ныне центральная часть Вьетнама). Крупный учёный-востоковед, написавший более 250 работ по истории, этнографии, религиозным практикам вьетнамцев.
В 1892 г. Кадьер был рукоположен в сан священника и направлен в миссию Кохинхины; 20 октября 1892 г. он прибыл в г. Хюэ. С начала своего пребывания в миссии в качестве профессора Большой семинарии в Хюэ (франц. Grand séminaire de Hué, вьетн. Đại chủng viện Huế) Кадьер занялся изучением вьетнамского языка, культуры, религии, истории и местных обычаев вьетнамцев, отдав более полувека своей жизни изучению этих вопросов. Научные труды Кадьерa были опубликованы посмертно в 3-х томном издании «Верования и религиозные практики вьетнамцев» (Croyances et pratiques religieuses des vietnamiens, 1955–1958). Научные заслуги Кадьера были высоко оценены научной общественностью Франции – ему было присвоено звание Почётного члена Французской школы Дальнего Востока. В дни Августовской революции 1945 г. Кадьер был арестован бойцами фронта Вьетминь, возглавлявшегося Хо Ши Мином, и заключён в тюрьму. Спустя несколько месяцев он был освобожден французскими частями экспедиционного корпуса. Кадьер скончался в своей католической епархии недалеко от Хюэ в возрасте 86 лет.
Благодаря работам по вопросам лингвистики (вьетнамской фонетике, языку мыонгов, вьетнамскому синтаксису), истории и этнографии Кадьер считается основателем этнологических исследований во Вьетнаме. Его новаторские работы по изучению верований и религиозных практик вьетнамцев носят дескриптивный характер. Наибольший интерес представляют разделы 12-й и 13-й труда «Верования и религиозные практики вьетнамцев»: «Народные обычаи долины Нгуоншон» и «Чудесная столица». В главах этих разделов, озаглавленных «Ребёнок», «Народные выражения для обозначения времени», «Церемонии во время строительства джонки», «Праздник Нового года» (Тет), «Геомантия», «Покровительство духов», «Легенды» и др., представлен уникальный материал проведённых автором полевых исследований. Например, в главе «Ребёнок» подробно описываются все обычаи вьетнамцев, связанные с рождением ребёнка, приводится на нескольких страницах текст, воспроизводимый детьми во время игр (игра продажи поросёнка, где привлекаются на игровые роли, кроме детей, покупатель, продавец, хозяйка). Текст изобилует поговорками на местном наречии. Такие главы, как «Покровительство духов», «Легенды», «Другие обычаи» содержат в себе новый для того времени, не встречавшийся ранее в литературе материал, демонстрирующий, насколько большую роль анимистические верования играют в жизни вьетнамцев. Изучение этих материалов подтверждает вывод, что всё сверхъестественное и трансцендентное во вьетнамских верованиях концентрируется в вере в духов и в культе умерших предков, которые, по представлениям вьетнамцев, населяют весь окружающий мир.