Изоляция (в психологии)
Изоля́ция (англ. isolation; изолирование), защитный механизм личности, заключающийся в создании барьера между неприятным или угрожающим содержанием и связанными с ним чувствами и мыслями. Например, размышление о неприятном событии без связи с эмоциональной реакцией на него. Изоляция не удаляет информацию из памяти, но уменьшает её связь с аффективной сферой и с другой информацией, в результате чего опасное содержание вспоминается реже и меньше влияет на самооценку, идентичность и жизнь. Может проявляться, например, в изоляции знаний о произошедшем насилии от пережитых чувств у жертвы или в изоляции знания о необходимых действиях от чувства сострадания к больному у хирурга.
Говоря об изоляции, З. Фрейд определял её как процедуру, в ходе которой переживание не забывается, но лишается эмоциональной окраски (Фрейд. 2007). А. Фрейд (Фрейд. 1999; Фрейд. 2008) понимала изоляцию как синоним интеллектуализации, включив в перечень защит изоляцию, но в качестве примера приводя интеллектуализацию.
Сегодня некоторые психологи (Zepf. 2011) также объединяют изоляцию и интеллектуализацию, полагая, что интеллектуализация – это форма изоляции, т. к. во всех случаях речь идёт об отделении мысли от чувства. С другой стороны, изоляция не предполагает использование для этого чрезмерных когнитивных усилий, логических построений, детализации и пр. Однако существующие различия не отменяют того, что изоляция действительно тесно связана с интеллектуализацией, рационализацией и морализацией.
В классификации защит Дж. Вайлланта изоляция расположена на уровне невротических защит, наряду с интеллектуализацией и рационализацией, как защита, нейтрализующая аффект, не искажая восприятия реальности. Представляет собой центральную стратегию при неврозах навязчивых состояний (Vaillant. 1994).
Изоляция может достигаться разными способами: в результате оценки информации как тривиальной, ничтожной; приписывания информации минимальных последствий для себя; расстановки «временны́х скобок», при которых проступок как бы хоронится в прошлом, не влияя на восприятие человеком себя настоящего; в переходе к описанию ситуации в строго конкретных терминах, исключающих связь с аффектами, возможными последствиями, общей оценкой происшедшего и пр. (Baumeister. 1998).
Изоляция подразумевает создание умственного разрыва или барьера между угрожающей информацией и другими мыслями и/или чувствами. Таким образом, в качестве защиты изоляция фактически не удаляет угрожающую идею из ментального существования, но вместо этого сводит к минимуму её влияние. Без ассоциативных связей угроза не будет часто вспоминаться, не может иметь существенного влияния на другие сферы психической деятельности.
Существование изоляции как защитного механизма имеет эмпирическое подтверждение (Baumeister. 1998). Исследования показывают, что изоляция достигается за счёт использования широкого круга частных психологических механизмов: переключения внимания на приятные мысли при получении негативной информации, поверхностной обработки информации, сокращения времени на обдумывание неприятных или угрожающих стимулов и пр. Это позволяет сформировать меньше ассоциативных связей между негативным опытом и другой информацией, минимизируя влияние нежелательной информации на психическое состояние.
Люди, склонные к использованию изолирования, отмечают небольшое количество проблем и поверхностную удовлетворённость жизнью, что подтверждает действенность этого защитного механизма в сохранении позитивного образа себя – в соответствии с концепцией работы защитных механизмов.