Избирательный залог
Избира́тельный зало́г, устанавливаемая законодательством денежная сумма, которую должен внести кандидат на выборную должность, либо политическая партия (избирательное объединение), выдвинувшая список кандидатов, для регистрации на выборах.
Избирательный залог служит гарантией серьёзности намерений кандидата, политической партии (избирательного объединения) на участие в выборах (Черепанов. 2016. С. 54–55) и является средством, позволяющим исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей (Сравнительное конституционное право. 2002. С. 212).
По состоянию на 2019 г. избирательный залог как исключительный или альтернативный (наряду со сбором подписей избирателей) способ обеспечения регистрации кандидатов (списков кандидатов) на выборах использовался в 99 государствах мира (Лысенко. 2019).
Избирательный залог может использоваться как единственно допустимый способ обеспечения выдвижения кандидатов на выборах (Латвия, Словакия), в качестве альтернативы сбору подписей избирателей (Гаити, Доминика) либо в сочетании с ним (Болгария, Великобритания) (Лысенко. 2019).
Как правило, избирательный залог устанавливается в твёрдой денежной сумме, размер которой определяется действующим законодательством. Кроме того, сумма избирательного залога может рассчитываться на основе минимальной заработной платы, установленной в государстве (Украина, Казахстан), среднемесячной заработной платы (Эстония, Литва) либо исходя из среднемесячной заработной платы выборного должностного лица, должность которого замещается в результате выборов (некоторые штаты США, Сингапур) (Лысенко. 2019).
Характерным свойством избирательного залога является его возвратный характер при соблюдении кандидатами и политическими партиями (избирательными объединениями) установленных требований. В этом плане он отличается от государственной пошлины за регистрацию на выборах, которая уплачивается кандидатами и политическими партиями (избирательными объединениями) и не подлежит возврату независимо от результатов выборов (Кротова. 2017. С. 44). Возврат избирательного залога осуществляется при соблюдении одного из следующих условий: избрание на выборную должность либо получение минимально необходимого количества голосов избирателей или по предусмотренным в отдельных государствах дополнительным основаниям: смерть кандидата до начала голосования (Австралия, Ирландия); снятие кандидатуры с выборов (Франция); отмена регистрации списка кандидатов (Словакия, Чехия). При невыполнении указанных условий избирательный залог перечисляется в бюджет государства.
История становления института избирательного залога в законодательстве РФ начинается с 1999 г. в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (утратил силу) и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (утратил силу).
Институт избирательного залога использовался для регистрации на участие в выборах как альтернатива сбору подписей избирателей при проведении всех видов выборов, за исключением выборов Президента РФ. Размер избирательного залога устанавливался законом, но не мог составлять более 15 % от предельного размера расходования средств избирательного фонда. Внесение избирательного залога допускалось исключительно за счёт средств избирательного фонда путём перечисления на специальный избирательный счёт соответствующей избирательной комиссии.
На законодательном уровне предусматривались различные основания для возврата внесённого избирательного залога. Одним из оснований являлось получение кандидатом по результатам выборов депутатов Государственной Думы РФ не менее 5 % голосов избирателей, а избирательным объединением – не менее 3 % голосов. Кроме того, избирательный залог возвращался в случае признания результатов выборов недействительными [п. 13 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (редакция от 29 июня 2005, недействующая)].
С 2009 г. в связи с вступлением в силу основных положений Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 3-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов» данный институт не закреплён в российском законодательстве и не применяется на территории РФ.
Практика использования избирательного залога на выборах в Российской Федерации носила достаточно распространённый характер. Так, на выборах 1999–2001 гг. депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ из 3936 зарегистрированных кандидатов на основании залога были зарегистрированы 925 человек (23,5 %). На выборах депутатов Государственной Думы третьего созыва в 1999 г. из 2233 зарегистрированных кандидатов в депутаты 721 кандидат был зарегистрирован на основании избирательного залога (Научно-практический комментарий. 2003. С. 320).