Искусственные сооружения
Иску́сственные сооруже́ния, термин, принятый для обозначения сооружений, устраиваемых на железных, автомобильных и горных дорогах для обеспечения беспрепятственного движения в местах их пересечения между собой и с различными препятствиями: оврагами, ущельями, горными хребтами, реками, озёрами, морскими заливами и проливами. К искусственным сооружениям относятся трубы, мостовые сооружения, тоннели, галереи, подпорные стенки и др.
Трубы устраивают в теле земляного полотна дороги и используют для пропуска под дорогой небольших водотоков (водопропускные трубы), транспортных средств, пешеходов, а в сельской местности – скота. На дорогах РФ трубы составляют около 70 % от общего количества малых (длина до 25 м) искусственных сооружений. В среднем на каждые 1,35 км дороги приходится одна водопропускная труба.
Мостовые сооружения предназначены для пропуска дороги над водными препятствиями, ущельями, оврагами и над другими дорогами. В отличие от труб они прерывают земляное полотно дороги своими конструкциями, состоящими из пролётных строений и опор. Разновидности мостовых сооружений – собственно мосты, путепроводы, виадуки и эстакады. К искусственным сооружениям мостового типа относятся также акведуки.
Искусственные сооружения – ответственные и дорогостоящие элементы дороги. Расходы на их строительство составляют около 10 % от стоимости дороги, возводимой в равнинной местности. В пересечённой и горной местности, а также при пересечении рек расходы на искусственные сооружения возрастают и составляют до 30 % и более от общей стоимости дороги.