Виадук
Виаду́к (лат. via – дорога, путь и duco – вести), мостовое сооружение на пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек и т. п. Как правило, представляет собой сооружение большой протяжённости и на высоких опорах. Виадуки бывают каменными, бетонными, железобетонными или металлическими, главным образом многопролётной арочной, рамной или балочной конструкции. Арочные каменные виадуки возводились ещё в Древнем Риме. С конца 19 в. строят в основном металлические или железобетонные виадуки, что позволяет создавать высокие многопролётные конструкции. Один из крупнейших – металлический виадук Европа, возведённый через долину Зилль в Инсбруке (Австрия, 1963). Длина пролётов и высота опор достигают в нём почти 200 м. В России, на побережье Чёрного моря, построен виадук через ущелье реки Чемитоквадже длиной 577 м с опорами высотой до 77 м (1999). Его высотная часть перекрыта сталежелезобетонными пролётными строениями со сборной ребристой железобетонной плитой проезда, объединённой со стальными балками высокопрочными болтами.
Самый высокий в мире – виадук в районе г. Мийо на реке Тарн (архитектор Н. Фостер, Франция, 2004). Его общая протяжённость 2,46 км; пролётные строения – вантовой системы. Виадук имеет семь промежуточных опор, две из которых – рекордной высоты (245 и 220 м), а верх одного из пилонов возвышается над нижней точкой ущелья на 343 м.