Йенсен Карстен
Йе́нсен Ка́рстен (Carsten Jensen) (род. 24.7.1952, Марсталь, о. Эрё), датский писатель, эссеист.
Сын моряка. В 1981 г. защитил магистерскую диссертацию по филологии «Народность и утопия: кризисы в творчестве Ханса Кирка» («Folkelighed og utopi: brydninger i Hans Kirks forfatterskab») в Копенгагенском университете. В 1980-е гг. литературный критик и политический и военный корреспондент датских газет Politiken, Information и др. В 1985–1990 гг. редактор Fredag («Пятница»), датского журнала о литературе, культуре и политике.
В первой книге Йенсена – эссе «Продажи, класс и смерть: анализ "Смерти коммивояжера" Артура Миллера» («Salg, klasse og død: en analyse af Arthur Millers Death of a salesman», 1975) – в историческом и социальном контексте рассмотрена драматургия А. Миллера.
Сборники эссе – критических («Глаза – зеркало души», «Sjælen sidder i øjet», 1985; «Во мраке земном», «På en mørkeræd klode», 1986; «Сувениры 80-х», «Souvenirs fra 80-erne», 1988) и философских («Откровения критика-астматика», «Af en astmatisk kritikers bekendelser», 1992; «Книга упущений», «Forsømmelsernes bog», 1993; премия Георга Брандеса, 1993) – посвящены различным аспектам мировой культуры и жизни общества 20 в.: литературе, кинематографу, музыке, средствам массовой информации, политике и прочим.
Критическая направленность присуща и первым художественным произведениям Йенсена. В романе «Причастие каннибалов» («Kannibalernes nadver», 1988), отразившем влияние сатирической и фривольной прозы 18 в. (А.-Р. Лесаж, Г. Филдинг и др.), на примере современного Дон Жуана высмеяна европейская культура 1980-х гг. В романе «Земля во рту» («Jorden i munden», 1991) от лица датского путешественника описаны неприглядные реалии жизни в Индии: бедность местного населения, повсеместная антисанитария и др.
В 1993–1994 гг. Йенсен совершил кругосветное путешествие, посетив Россию, Китай, острова Тихого океана, страны Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Впечатления от поездки нашли отражение в книгах «Я видел начало мира» («Jeg har set verden begynde», 1996; премия «Золотые лавровые ветви», 1997) и «Я слышал падение звезды» («Jeg har hørt et stjerneskud», 1997), включающих как путевые заметки, так и интервью с местными жителями и авторские размышления.
Тема странствий – одна из центральных в романе «Мы, утонувшие» («Vi, de druknede», 2006; Литературная премия датского радио, 2007; Литературная премия Датского банка, 2007; Литературная премия послов франкоязычных стран, 2010; русский перевод 2014). Произведение отражает влияние «морской» прозы Р. Л. Стивенсона, Дж. Конрада и Г. Мелвилла. В основе сюжета история возвышения и упадка датского портового городка Марсталь на фоне исторических событий 19–20 вв.: от датско-прусской войны 1848–1850 гг. до конца Второй мировой войны 1939–1945 гг. Главные герои – представители трёх поколений датских моряков. Пока мужчины, матросы и судовладельцы, путешественники и участники арктических конвоев, рискуя жизнью, сражаются со стихией и друг с другом в море, женщины, тяготимые одиночеством, ведут хозяйство на суше. Повествование от лица «мы» создаёт иллюзию, что историю г. Марсталь рассказывают его жители.
Ряд персонажей из «Мы, утонувшие» фигурируют в биографическом романе «Последнее путешествие» («Sidste rejse», 2007) о марстальском художнике-маринисте Карле Расмуссене (1841–1893), который в поисках утраченного вдохновения отправляется в Гренландию.
В романе «Первый камень» («Den første sten», 2015; Датская читательская премия, 2016) о трагической судьбе датских солдат Организации Североатлантического договора, погибших или попавших в плен, показана непредсказуемость, кровавая жестокость и неоднозначность Войны в Афганистане 2001–2021 гг. В 1-й части романа в фокусе внимания изменение личности солдат, оказавшихся в эпицентре боевых действий; во 2-й – от лица агента датской разведки, пуштуна по происхождению, описаны поиски пропавшего отряда.
В 2000-е гг. Йенсен вновь обратился к публицистике. В сборник «Восстание против закона всемирного тяготения» («Oprøret mod tyngdeloven», 2001) вошли 53 статьи 2000–2001 гг., посвящённые глобализации, ксенофобии, политическому терроризму. Книга «Жизнь в лагере ‟Эдем”» («Livet i Camp Eden», 2004) включает статьи 2001–2004 гг., в которых автор размышляет о состоянии датской культуры и общества, а также о мировых событиях, последовавших за террористическим актом 11 сентября 2001 г. В «Записках из подполья» («Kældermennesker», 2018) поднята тема политического популизма. В книге воспоминаний и размышлений «Упражнения в расставании: хроника коронавируса» («Øvelser i afsked. En coronakrønike», 2020) через призму личного горя писателя (смерть пасынка) рассмотрены последствия пандемии, в том числе разобщённость и чувство изолированности, климатический, миграционный и другие глобальные кризисы современности.
Другие произведения: мемуары «Годы второй и третий» («År to og tre», 1999); сборники эссе «Навстречу звёздам: о необходимости ставить перед собой великие цели» («Mod stjernerne: om nødvendigheden af at sætte sig de største mål», 2018), «Прыгуны: о беженцах и искусстве противостоять соблазну закона всемирного тяготения» («Hovedspringere: om mennesker på flugt og kunsten at modstå tyngdekraftens fristelse», 2019), «Бревно в моем глазу: о вечной войне и радости убивать друг друга» («Bjælken i mit øje: om den evige krig og glæden ved at slå hinanden ihjel», 2021).
Награждён медалью Хольберга (1999) и пожизненной стипендией Датского фонда искусств (2012).
Премии Пауля Хеннингсена (1987), Отто Гельстеда (1997), Улофа Пальме (2010), Сёрена Гюллендаля (2012), Бьёрнсона (2019).