Старокатолики
Старокато́лики, последователи раскола в Римско-католической церкви, образовавшегося в результате неприятия рядом богословов и представителей духовенства решений Первого Ватиканского собора (1869–1870) о примате власти папы Римского и безошибочности его суждений с кафедры (ex cathedra). Численность свыше 100 тыс. человек (2015); бо́льшая часть принадлежит к Утрехтской унии (независимые национальные церкви Германии, Нидерландов, Швейцарии, Австрии, Польши и Чехии).
Идейными вдохновителями старокатоликов были немецкий католический священник-богослов И. фон Дёллингер (1799–1890), ряд теологов (И. Фридрих, Ф. Ройш, И. фон Шульте) и представителей духовенства. На 1-м конгрессе старокатоликов (1871) в Мюнхене принята программа восстановления древнецерковного канонического устройства, очищения христианского вероучения от заблуждений и объединения с иными, в том числе православными, церквами, разработаны принципы организации приходских общин. Для продолжения апостольского преемства был избран епископ (1873) – им стал священник профессор Й. Х. Рейнкенс (1821–1896); рукоположение совершил в Роттердаме 11 августа 1873 г. И. Хейкамп, один из епископов янсенистской Утрехтской церкви в Нидерландах.
Первая старокатолическая Церковь была образована в Германии (1871–1872) в годы «культуркампфа» О. фон Бисмарка, проводившего антипапскую политику. В 1872 г. старокатолики Швейцарии основали Христианско-католическую церковь.
В 1874–1875 гг. на Межконфессиональных конференциях в Бонне старокатолики отвергли filioque как позднейшую и незаконную прибавку к Символу веры. 24 сентября 1889 г. пять епископов Утрехтской церкви и старокатолических церквей Германии и Швейцарии подписали декларацию о создании Утрехтской унии старокатолических церквей, объединённых 8 положениями: сохранение веры на основе Вселенских соборов неразделённой церкви 1-го тысячелетия, отвержение постановлений Первого Ватиканского собора о папской безошибочности и абсолютной юрисдикции, отвержение догмата о непорочном зачатии Девы Марии, отвержение обязательности положений антиянсенистской буллы «Unigenitus» (1713) и Силлабуса 1864, отвержение дисциплинарных решений Тридентского собора, отрицание учения о возобновлении искупительной жертвы Иисуса в совершении таинства Евхаристии, стремление к достижению единства между христианскими церквами, отвержение претензий церкви на светскую власть.
Впоследствии к Утрехтской унии присоединялись новые национальные старокатолические церкви: Австрийская, затем выделившаяся из неё Чехословацкая; за пределами Европы – возникшая в эмигрантской среде в США Польская национальная католическая церковь и затем отделившаяся от неё на территории Польши (1951) Польско-католическая церковь. Польская национальная католическая церковь и Словацкая старокатолическая церковь впоследствии вышли из унии в связи с радикальной модернизацией там церковной жизни в конце 20 – начале 21 вв.
Старокатолические церкви управляются синодами; действует ежегодная Международная конференция старокатолических епископов (председатель – архиепископ Утрехтский), 1 раз в 4 года проводятся международные конгрессы с участием мирян. Церкви Утрехтской унии пошли по пути модернизации в значительно большей степени, чем Римско-католическая церковь после Второго Ватиканского собора, и не только проводят богослужения на национальных языках, но и отменили целибат для духовенства, ввели женское священство и благословление гомосексуальных союзов.
В экуменическом плане начатый старокатоликами в 1874 г. на межконфессиональных конференциях в Бонне диалог с англиканскими и православными церквами завершился достижением в начале 1930-х гг. полного общения в таинствах с англиканами и сближением по ряду догматов вероучения с православными.