«Яхад» (2004–2006)
«Я́хад» (ивр. יחד; Социальный демократический Израиль, ивр. ישראל חברתית דמוקרטית), блок левых политических партий в Израиле.
История создания
После выборов в кнессет 16-го созыва 28 января 2003 г. в силу снижения электоральной поддержки левого политического лагеря в Израиле из-за второй интифады и разочарования общественности в процессе «Осло», предусматривавшем создание самоуправления на территориях Палестины, было решено консолидировать партии левого толка посредством их объединения в один альянс. Однако фактически на вхождение в него согласились только партии «Мерец» и «Шахар», в то время как партии «Авода» и «Бхира Демократит» («Демократический выбор») от сотрудничества отказались, что в конечном итоге не позволило достичь первоначальной цели слияния.
Первоначально для блока предполагалось название «Израиль работает демократично» (ивр. ישראל עובדת דמוקרטית) с аббревиатурой «Яд» (ивр. יע"ד), но от этого варианта решено было отказаться по причине созвучия сокращения русскому слову, означающему отравляющее вещество. Тем самым блок хотел добиться лояльности русскоязычного населения, поскольку падение популярности левых политических сил в Израиле связывалось с массовой алиёй из СНГ.
В 2004 г. были сформированы конференция в составе 1 тыс. членов блока и центральный комитет из 60 человек. Председателем «Яхад» стал Й. Бейлин. В блоке практиковались проведение выборов для назначения во внутрипартийные структуры, а также резервирование мест для представителей различных групп населения, а именно политиков-женщин, ветеранов военных действий, молодёжи.
Платформа
В основу программы блока был положен тезис о превращении Израиля из государства, опирающегося на свою военную мощь для решения проблемы безопасности, в страну, живущую в мире с соседями по региону, что позволило бы сместить акцент на внутриполитическую ситуацию, добиться социального равенства и экономического процветания. Для реализации заявленной цели предлагалось добиться политической, экономической и культурной интеграции Израиля на Ближнем Востоке посредством заключения мирных договоров с арабскими странами и палестинцами. В частности, альянс поддерживал принятие Арабской мирной инициативы, «Женевской инициативы» и базовых резолюций ООН по ближневосточному мирному урегулированию. При этом допускалась возможность ведения переговоров с любыми представителями палестинского народа, включая ХАМАС, в том случае, если они публично откажутся от терроризма и согласятся на принятие обязательств, изначально заложенных в соглашениях Израиля и ООН. С целью создания условий для прямых переговоров планировалось продемонстрировать готовность пойти на уступки, в частности покинуть территории, занятые Израилем после Шестидневной войны 1967 г. Итоговое мирное соглашение с палестинцами должно было закрепить столичный статус Иерусалима для двух государств, а также включить в себя решение проблемы палестинских беженцев без права на их возвращение в Израиль. Блок призывал обеспечить адекватное участие женщин в переговорных группах с обеих сторон.
Мирное соглашение с Сирией должно было содержать условие о полном уходе Израиля с территории Голанских высот. В соглашении с Ливаном предлагалось закрепить в качестве постоянной границы т. н. голубую линию (проведённая ООН в 2000 граница между Ливаном и Израилем). До подписания указанных договоров считалось целесообразным стимулировать неформальные контакты, в том числе содействовать упрощению передвижения друзов между Сирией и Израилем.
В области внешней политики констатировалась необходимость развития сотрудничества с Европой, постепенной интеграции в НАТО, увеличения количества израильтян в аппаратах ООН и её специализированных учреждений для повышения лояльности организации к Израилю и сокращения количества принимаемых резолюций, противоречащих интересам страны. При признании важности особых отношений с США блок выступил с инициативой сокращения американской экономической помощи вплоть до полного отказа от неё, а также уменьшения объёмов военной помощи в мирное время, что позволило бы сделать Израиль более независимым на международной арене. Предлагалось увеличить объёмы израильской финансовой поддержки развивающимся странам до 1 % от ВВП, а также участвовать в миротворческих миссиях, запретить продажу вооружений государствам, в отношении которых существуют подозрения в нарушении прав человека.
Согласно программе блока, Армию обороны Израиля (ЦАХАЛ) необходимо продолжить формировать на регулярной основе и опираться на построение сильных военно-воздушных и военно-морских сил, а также разведки. ЦАХАЛ должен быть исключён из операций по поддержанию безопасности внутри страны. Блок выдвинул идею введения дифференцированной системы воинской службы, продолжительность которой зависела бы от специальности и актуальных потребностей страны в области безопасности. В том случае, если такую реформу провести не удастся, срок службы для обоих полов должен составлять 2 года.
Блок выступал за повышение роли Совета национальной безопасности в принятии военно-политических решений и сокращение влияния армии на власть, что планировалось достигать посредством уменьшения численности бывших военных в системе государственного управления через ужесточение критериев для них. В частности, предлагалось увеличить временной интервал между увольнением из ЦАХАЛ и возможностью баллотироваться в кнессет. Планировалось учредить независимый орган, занимающийся расследованием всех инцидентов с участием ЦАХАЛ, которые закончились гибелью мирного населения.
Блок поддерживал укрепление отношений с еврейской диаспорой по принципу партнёрства, что предполагало не только запрос к еврейским общинам на оказание Израилю помощи, но и ответную поддержку, в том числе экономическую. Продвигалась необходимость увеличения бюджетных ассигнований на стимулирование репатриации и интеграцию новых граждан, усиление мер по борьбе с антисемитизмом.
Блок отстаивал гарантии равноправия для всех граждан Израиля вне зависимости от национальной, религиозной или половой принадлежности, подчёркивал отсутствие различий между всеми течениями иудаизма, что должно быть закреплено в законе о свободе вероисповедания, принятия которого блок планировал добиться в случае успешного избрания. В Израиле должна быть введена система гражданских браков и разводов, оформляемых через систему государственных регистраторов без участия религиозных учреждений. Шаббат должен оставаться выходным днём на территории всей страны, однако проведение мероприятий или обязательных работ, а также движение общественного транспорта необходимо регулировать на уровне муниципалитетов с учётом местной специфики населенного пункта.
В области экономики был предложен экстренный план борьбы с бедностью, включавший рост размеров минимальной заработной платы и социальных выплат, повышение эффективности контроля за соблюдением трудового законодательства для борьбы с недобросовестными работодателями, отказ от НДС на корзину базовых продуктов питания, стимулирование занятости женщин и лиц с ограниченными возможностями, расширение мер социальной защиты населения. Партия обещала добиться принятия закона о базовых социальных правах с конституционным статусом.
Высказывалась идея предоставлять разрешения на работу иностранным гражданам только на индивидуальной основе, однако лица, уже находящиеся в Израиле, в том числе с просроченными разрешениями на трудовую деятельность, должны были получить год на урегулирование своего правого положения. Также предлагалось предоставлять иностранным работникам и их детям, родившимся в Израиле или прожившим в стране не менее 5 лет, вид на жительство с перспективой получения гражданства.
В области жилищной политики планировалось добиться принятия закона о государственном жилье, включающего возможность приобретать недвижимость у государства со скидкой, а средства от продажи таких объектов направлять на стимулирование строительства новых. Отмечалась необходимость увеличить объёмы возведения арендного жилья, развивать ипотечные программы, в том числе не предполагающие обязательного внесения первичного взноса. Членам кибуцев планировалось предоставить гарантии прав собственности на свои дома.
Образовательная реформа была нацелена на смещение акцента с передачи материала на развитие навыков обучения и общения. Образование для детей от двух лет до окончания средней школы должно быть бесплатным, а оплата яслей – софинансироваться государством. Родители должны иметь возможность на своё усмотрение определять часть учебного плана. Планировалось увеличить количество высших учебных заведений, особенно на периферии, расширить систему стипендий и образовательных субсидий для студентов. Предлагалось стимулировать высшее образование в среде арабских граждан страны.
В сфере охраны окружающей среды были инициированы введение экологического налога для предприятий, увеличение штрафов за загрязнения и вредные выбросы, повышение налогов на табачные изделия и топливо. Предлагалось создать постоянно действующий Национальный совет по окружающей среде, аналогичный Совету национальной безопасности.
Для восстановления доверия общества к власти подчёркивалась необходимость стимулирования борьбы с коррупцией, прежде всего на законодательном уровне. Планировалось ввести запрет на иностранное финансирование политических партий, требовать опубликования в Интернете ежегодного отчёта о получении и расходовании средств политическими структурами. Предполагалось, что государственные органы также должны на регулярной основе публично отчитываться об использовании бюджетных средств и результатах заседания комиссий, имеющих отношение к таким вопросам, как строительство. Партия выступала за принятие писаной конституции, укрепление власти кнессета при обязательном присутствии депутатов на пленарных заседаниях и ужесточении стандартов трудовой этики, была категорически против перехода на президентскую форму правления. Для оптимизации работы правительства и расходования бюджетных средств считалось необходимым сократить штат министров до 15 человек.
Участие в выборах
При подготовке к выборам в кнессет 17-го созыва опросы общественного мнения показали, что электорат не знаком с блоком «Яхад», а полностью отождествляет его с партией «Мерец». В результате было принято компромиссное решение, что баллотироваться альянс будет под названием «Мерец-Яхад». На внутреннем голосовании, организованном для распределения мест в избирательном списке, сторонники Й. Бейлина предприняли безуспешную попытку сместить на потенциально непроходные позиции старшее поколение партии «Мерец». На голосовании 28 марта 2006 г. блок набрал 3,77 % (118 302) голосов и получил 5 мандатов. В дальнейшем под таким наименованием альянс больше не баллотировался.