Ядерная стратегия США
Я́дерная страте́гия США («Nuclear Posture Review», «Обзор ядерной политики»), основополагающий документ, отражающий взгляды и перспективные планы администрации США в отношении ядерного оружия. В несекретном варианте новой ядерной стратегии США содержатся восемь разделов (комплексный, сбалансированный подход к защите жизненно важных интересов национальной безопасности; роль оружия массового поражения (ОМП) в стратегии США; индивидуальные стратегии ядерного сдерживания; укрепление регионального ядерного сдерживания; контроль над вооружениями; нераспространение ОМП и борьба с терроризмом; ядерный потенциал США; устойчивый и адаптивный комплекс безопасности) и заключительная часть.
Задачи, связанные с использованием ядерного оружия, традиционны и неизменны по отношению к предыдущим стратегиям: стратегическое сдерживание вероятных противников;
уверение союзников и партнёров в готовности США защитить их от агрессии с использованием ядерного арсенала; применение ядерного оружия в случае провала концепции сдерживания.
В качестве главных угроз в области ядерного сдерживания обозначены Китайская Народная Республика и Российская Федерация (именно в такой последовательности). Прогнозируется, что в ближайшем будущем (к 2030) их следует рассматривать не только как ядерных конкурентов, но и как потенциальных ядерных противников, которым придётся противостоять на стратегическом уровне одновременно (Kerr. 2022. P. 1). Обращается внимание, что Китай уже создал стратегическую ядерную триаду и стремится в обозримом будущем довести национальный ядерный арсенал до 1 тыс. ядерных боезарядов. Россия рассматривается как государство, обладающее всем современным ядерным арсеналом, включающим до 1550 учтённых развёрнутых боеголовок на стратегических средствах доставки, ограниченных Договором о стратегических наступательных вооружениях, а также значительные ядерные силы, не подпадающие ни под один договор контроля над вооружениями. Указывается, что Россия на протяжении двух десятилетий реализует масштабную программу модернизации ядерного оружия, заменяет устаревшие стратегические ракетные комплексы и диверсифицирует свои ядерные силы, представляющие прямую угрозу для НАТО и соседних стран.
В качестве других угроз выделены КНДР и Иран. Существует текст с особой степенью секретности, в котором предусматриваются индивидуальные стратегии сдерживания, разработанные для каждой из этих стран, и соответственно определены цели ядерного нападения в первом превентивном и упреждающем ударе по четырём категориям указанных объектов как потенциальных противников США и НАТО (по каждой стране в отдельности).
КНДР, по оценкам авторов стратегии, хоть и не является соперником такого масштаба, как Китай и Россия, тем не менее также представляет собой проблему для Соединённых Штатов в сфере ядерного сдерживания. Утверждается, что КНДР является источником постоянных угроз и растущей опасности для США и Индо-Тихоокеанской зоны, поскольку расширяет, диверсифицирует и совершенствует свой ядерный потенциал, ракетные технологии и накапливает запасы химического оружия. Стратегия признаёт, что Иран ныне не является источником ядерных угроз для США. Вместе с тем в документе подчёркивается, что Иран разрабатывает технологии, которые позволят ему в случае принятия политического решения в кратчайшие сроки создать ядерное оружие. Подчёркивается, что политика США направлена на предотвращение создания Ираном ядерного арсенала (Оберстов. 2023).
В новой американской ядерной стратегии к традиционной приверженности политике эффективного ядерного сдерживания приращено «расширенное ядерное сдерживание» – предоставление «ядерного зонтика» всем государствам – членам НАТО и внеблоковым партнёрам США (Австралии, Израилю, Республике Корея, Японии). С этой целью США намерены продолжать модернизацию своих ядерных сил, систему командования, управления и связи, а также производственную и вспомогательную инфраструктуру в этой области. Возможность применения ядерного оружия рассматривается только при «экстремальных обстоятельствах» (содержание их в документе не раскрывается) для защиты жизненно важных интересов США, их союзников и партнёров (Kerr. 2022. P. 2). При этом отклонена ранее имевшая место формулировка о неприменении ядерного оружия в первом ударе. Особо выделено, что США не намерены применять ядерное оружие против неядерных государств и государств, являющихся участниками Договора о нераспространении ядерного оружия и выполняющими его требования.
В новой ядерной стратегии США, с одной стороны, говорится (голословно, поскольку не подкрепляется никакими конкретными мерами в этом направлении) о необходимости снижения уровня боеготовности американских ядерных сил, с другой стороны, принят курс на обновление стратегической триады и планируется замена всех трёх её компонентов.
Наземные ядерные средства. В течение 2023–2027 гг. межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования «Минитмен-3» будут в полном объёме (400 ед.) заменены на разрабатываемую МБР «Сентинел», на которой будут установлены боевые блоки двух типов: W87-0/Mk21 и W87-0/Mk21A. Принятие на вооружение этой ракеты означает, что перехода с ядерной триады на двухъядерную (исключающую МБР наземного базирования) не произойдёт.
Ядерные средства морского базирования. С 2030 г. атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) класса «Огайо» будут заменяться атомными ракетоносцами класса «Колумбия» (минимальное количество 12 ед.) с прежними баллистическими ракетами (БРПЛ) «Трайдент-II D5». Будет реализована программа замены ядерных боевых блоков W88 Alt 370. На некоторых ПЛАРБ также сохранятся БРПЛ с боезарядом малой мощности W76-2 (по американским взглядам – от 5 кт и менее). Планируется также содействие Великобритании по замене ядерных боевых блоков на их ПЛАРБ [согласно Договору о взаимной обороне (1958), предполагавшему обмен информацией в области ядерного оружия и поставки Соединённому Королевству расщепляющих материалов и двигателей для атомных подводных лодок (АПЛ), «Пакту Нассау» (1962) о поставках Великобритании ракетных систем «Полярис» для их установки на АПЛ типа «Резолюшн» (Н. К. Капитонова, Е. В. Романова. М.: Международные отношения, 2020. С. 492), Соглашениям (1980, 1982) о поставках Соединённому Королевству современной ракетной системы «Трайдент-I (С 4)» и «Трайдент-II (D 5)» для их установки на АПЛ нового класса типа «Вэнгард» и новому секретному Соглашению между США и Великобританией (2014), ставшему продолжением Договора о взаимной обороне 1958] (Капитонова Н. К., Романова Е. В. История внешней политики Великобритании. С. 594).
Ядерные средства воздушного базирования. До 2050 г. остаётся на вооружении модернизированный тяжёлый бомбардировщик (ТБ) B-52H и будет произведена замена старого бомбардировщика B-2A на новый бомбардировщик B-21 «Рейдер» (минимальное количество – 100 ед.). Одновременно планируется заменить находящиеся на вооружении крылатые ракеты (КР) воздушного базирования на КР повышенной дальности с боевым блоком W80-4 для последующей установки на тяжёлых бомбардировщиках, которые при патрулировании будут находиться «в зонах ожидания нанесения удара». Будут продолжены замены ядерных авиабомб B61-3, B61-4, B61-7 тактического назначения на более высокоточную корректируемую авиабомбу B61-12 мощностью от 0,3 – 50 кт и истребителей F-15E на истребители 5-го поколения F-35A, уже поступающих на вооружение государств – членов НАТО; в частности, Финляндия, вступившая в Североатлантический союз в 2023 г., уже заказала 64 таких истребителя и дала согласие на размещение на своей территории ядерного оружия США (Козин В. Новая ядерная стратегия США).
Следует заметить, что в новую ядерную стратегию официально не включено утверждённое на саммите Североатлантического альянса – «Чикагская триада 2012» – положение о том, что США рассматривают ядерное оружие как элемент комбинированной и более широкой триады, чем ядерная, которая включает связанные между собой а) ракетно-ядерные вооружения; б) систему противоракетной обороны; в) силы общего назначения.
В целом в новой ядерной стратегии США ядерное оружие стратегического и тактического назначения рассматривается как необходимое условие сдерживания возможной агрессии против США, укрепления их безопасности, как средство эффективной поддержки союзников и партнёров и достижения успеха в войне, если сдерживание окажется неудачным.