Гурии
Гу́рии (араб. الحور العين; буквально – черноглазые), в исламе – райские девы, уготованные в супруги праведникам. Словосочетание «черноглазые, большеокие» (араб. حور العين) встречается в арабской домусульманской поэзии при описании женщин (Абид ибн аль-Абрас, Ади ибн Зайд). В Коране райские девы упоминаются уже в сурах мекканского периода. Характеризуются как «черноглазые, большеокие» (52:20, 44:54, 56:22), «подобные жемчугу хранимому» (56:23) или яхонту и (Кор. 55:58), «девственницы...сверстницы...приятные» (56:35-36), «полногрудые» (78:33), «скрытые в шатрах» (56:72), «потупившие взоры» (55:56, 37:47, 38:52), сравнимые с яйцами (37:49) (традиционное сравнение для девушек в арабской доисламской поэзии), которых до праведников не коснулся ни человек, ни джинн (55:56, 74). В мединский период представление о гуриях становится менее плотским. Там они характеризуются как «чистые супруги» для праведников (2:25, 3:15, 4:57).
Хадисы и мусульманская экзегеза (тафсиры) вносят в описание гурий существенные добавления, носящие по большей части чувственный характер. То, что их не касается до праведников ни человек, ни джинн, поясняется тем, что существует 2 класса гурий: наделённые соответственно людской природой и природой джиннов. Комментаторы Корана считали, что гурии созданы из шафрана или из шафрана, мускуса, амбры и камфары и что они бывают нескольких цветов: белого, зелёного, жёлтого и красного. На груди каждой написано 2 имени: имя Бога и имя мужа. Их кожа усыпана драгоценными камнями. Возраст каждой равен возрасту супруга в раю – 33 года. Каждому праведнику в раю предназначаются 2 гурии, в редких толкованиях их число увеличивается до 72. Их девственность постоянно восстанавливается. Каждая гурия живёт в своём шатре, где встречается с супругом. Гурии прогуливаются с ним около райских рек и пьют вино, от которого нельзя опьянеть. Не являясь людьми, гурии не испытывают никаких человеческих потребностей, у них не случается менструации, они не способны забеременеть. Плоть гурий настолько прозрачна, что сзади просвечивается их костный мозг.
Видение, в котором является гурия, свидетельствует о приближении смерти. Один из наиболее ярких образов содержит рассказ «Базиликовый сад» («Рауд ар-райахин») йеменского суфия Абдаллы ибн Асада аль-Яфии (ум. 1366) со слов известного раннего сирийского мистика Абд аль-Вахида ибн Зайда (ум. около 750): юноше, отправившемуся на священную войну, является прекрасная дева по имени аль-Айна аль-Мардийа («большеокая возлюбленная»). Дева сидит в райском шатре, окружённая служанками. Видение случается незадолго до гибели в бою.
В текстах более поздней коранической экзегетики плотский облик гурий начинает утрачиваться. Так, комментатор Корана аль-Байдави (ум. в 1286) утверждал, что райская пища, райские девы и другие райские явления не имеют земных эквивалентов. Фальсафа и суфизм, которые позаимствовали образ гурий для иллюстрации своих идей, свели на нет их плотский аспект и превратили в чисто духовные сущности, а любые намёки на их плотскую природу считали аллегориями.
У Ибн аль-Араби гурии – это чистые светы без примеси зла, эманации мира господства (джабарут). Постулируется существование множества раев соответственно количеству ступеней духовного совершенства, каждый из которых населён своими гуриями. Эту интерпретацию развил иранский суфизм в лице Наджм ад-Дина аль-Кубра, Насир ад-Дина ат-Туси, Хамид ад-Дина аль-Кирмани и др.
По поводу происхождения гурий имеются различные гипотезы: одни учёные считают, что их прообразом служат христианские ангелы, часто изображавшиеся женоподобными. Некоторые исследователи (А.Тор, К. Люксенберг) отмечают, что словосочетание «большеокие» происходит от сирийского сочетания «белый, кристальный» – это эпитет винограда, встречающийся в «Гимнах» Ефрема Сирина. Отсюда делается вывод о сирийском источнике образа гурий, отмечая сирийское происхождение словосочетания «большеокие». Большая группа исследователей видит в них образ зороастрийских райских дев, провожающих души праведников в рай и считающихся воплощением добродетелей покойного. Согласно одной из гипотез, арабы заимствовали образ гурий у христиан-сирийцев, но под иранским влиянием. Наконец, часто утверждается автохтонное, аравийское, происхождение образа гурий. В середине 20 в. среди некоторых исследователей загадка гурий создала почву для спекуляций о сублимации в образе дев личных переживаний Мухаммеда.
Для европейской культуры 18–19 вв. образ райских дев – гурий стал одним из наиболее характерных образов экзотического мусульманского Востока. Именно в это время в европейских языках появляется слово «гурия».