Губайдуллин Газиз Салихович
Губайду́ллин Гази́з Са́лихович [15(27).6.1887, Казань – 13.10.1937, Баку], российский, советский историк-востоковед, тюрколог, литературовед, педагог, писатель; специалист по истории и культуре тюркских народов Евразии. Из купеческой семьи. Сын казанского купца 1-й гильдии Салиха Сабитовича Губайдуллина (1862–1935). Окончил историко-филологический факультет Казанского университета (1916).
С 1895 по 1904 гг. обучался в консервативном, «старометодном» медресе «Халидия» в Казани. В 1903–1904 гг. симпатизировал революционному движению: был членом казанского кружка прогрессивной татарской молодежи «Шимба». В 1904–1909 гг. занимался самообразованием, готовясь к сдаче гимназического экзамена на аттестат зрелости в 3-й казанской гимназии. В 1910 г. получил аттестат зрелости и поступил на юридический факультет Казанского императорского университета. В 1911 г. перевёлся на историко-филологический факультет, который окончил в 1916 г.
С 1914 г. на педагогической работе. Преподаватель истории в медресе «Мухаммадия». В 1916–1917 гг. заведующий мусульманским училищем «Вазифа» г. Троицк (Оренбургская губерния, ныне Челябинская область).
В 1917–1918 гг. участвовал в татарском национальном движении. Член исполнительного комитета Милли Шура. В 1919 г. был оставлен при Казанском университете по кафедре истории России для подготовки к профессорскому званию под руководством двух профессоров: Н. Ф. Катанова и Н. Н. Фирсова, в 1922 г. защитил диссертацию «Опыт истории Хазарского каганата».
Владел русским, арабским, турецким, татарским, персидским, немецким, французским, английским, древнегреческим, латинским языками.
В 1922–1925 гг. преподаватель Восточного педагогического института, одновременно являлся членом Академцентра Наркомата просвещения Татарской АССР, заместителем председателя Общества археологии, истории и этнографии, сотрудником Центрального музея ТАССР.
В 1925 г. подвергся кратковременному аресту по необоснованному подозрению в краже, после чего вместе с семьёй переехал в Баку.
В 1925–1930 (по некоторым данным, до 1933) и 1935–1937 гг. преподавал в Азербайджанском государственном университете, заведующий кафедрой истории тюрко-татарских народов и декан восточного факультета (1927–1930), заведующий кафедрой истории Ближнего Востока (1935–1937). Участник и организатор 1-го Всесоюзного тюркологического съезда (февраль 1926, Баку). В 1927 г. защитил докторскую диссертацию «Проблема происхождения узбекского народа». Профессор (1927). Периодически выезжал для чтения лекций в Самаркандский педагогический институт, сотрудничал с Кабардино-Балкарским педагогическим институтом. В 1929 г. избран делегатом 6-го Всеазербайджанского съезда Советов. В 1930–1931 гг. читал лекции в Московском университете. Сотрудничал с ведущими российскими востоковедами – академиками В. В. Бартольдом, А. Н. Самойловичем, профессором Б. В. Чобан-заде и др. В 1931–1933 гг. делегат 4-го Всеазербайджанского съезда Советов, депутат Ворошиловского райсовета Баку, руководитель исторической секции НИИ при Азербайджанском ЦИКе.
В 1934 г. возвратился в Казань, в 1934–1935 гг. работал в Татарском педагогическом институте. Заместитель председателя Общества истории, археологии и этнографии при Казанском университете, действительный член Общества историков-марксистов при Коммунистической академии ЦИК СССР (с 1928).
В 1935 г. вернулся в Баку. Наряду с университетом работал в Азербайджанском филиале АН СССР. 18 марта 1937 г. арестован вместе с группой азербайджанских интеллигентов-«контрреволюционеров». На основании «признательных показаний» Губайдуллин был признан виновным в том, что в составе «контрреволюционной пантюркистской организации» «организовал ряд вредительских актов на промыслах Азербайджана», был «агентом турецкой, японской и немецкой разведки».
12 октября 1937 г. приговорён к высшей мере наказания, 13 октября – расстрелян. Военной коллегией Верховного суда СССР 18 марта 1957 г. реабилитирован посмертно.
Автор около 200 научных и научно-популярных работ (часть не опубликована), а также более 40 художественных произведений (новеллы, рассказы, литературные сказки). Писал на русском, татарском и азербайджанском языках.
Подготовил и издал сборник рассказов и учебников по истории Древнего мира, религий и истории России [«Тарихи әдъян» – «История религий» (1919); «Профессор Випперның әсәренә иктисаба язылды» – «Всеобщая история, созданная на основании труда Виппера» (1918), «Русия тарихы» – «История России» (1919)]. Монографии в основном были изданы в начале 1920-х гг. в Казани и посвящены истории татарского народа: «История классов у казанских татар» (1925), «Этапы социального развития казанских татар» (не была опубликована). Особый интерес представляют книги по истории татарской литературы, написанные в сотрудничестве с другим талантливым татарским учёным, Г. Рахимом. В их числе «История татарской литературы. Древний период» (Казань, [1922]), «История татарской литературы. Период феодализма» (Казань, 1925).
После 1925 г. разрабатывал проблемы, связанные с историей Азербайджана, Средней Азии, Кабардино-Балкарии. Один из крупнейших российских татаро-мусульманских историографов дореволюционного и раннесоветского времени.
Наиболее известный исторический труд Губайдуллина – «История татар» («Татар тарихи», 1922). Это одно из первых научных сочинений по истории российских татар, написанное с опорой на широкий круг архивных источников. Губайдуллин одним из первых заявил о важности Казанского ханства как национального государства тюрко-татарских народов. Значительное число работ касается вопросов становления, расцвета и падения трёх средневековых государств, связанных с этнической историей татарского народа, – Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
Опубликовал ряд работ по истории хазар и Хазарского каганата. Связывал происхождение первых булгарских ханов с европейскими гуннами, полагал, что наследие Хазарского каганата сыграло заметную роль в истории Киевской Руси и других государств Восточной Европы.
Являлся первопроходцем в исследованиях социальных изменений татарского общества после 1552 г., участия различных слоёв татарского общества в восстаниях С. Т. Разина и Е. И. Пугачёва. При этом его идеи несколько расходятся с марксистскими – он писал не о двух классах в татарском обществе 18 в., а о шести (князья и мурзы как земельная аристократия, служилые татары, торговые татары, ясачные и помещичьи крестьяне). Вслед за советским историком М. Н. Покровским утверждал, что после феодализма в Российской империи 18 в. утвердился не капиталистический уклад, а формация торгового капитализма. Одним из первых профессионально изучал идеологию джадидизма, творчество И. Гаспринского и его планы по созданию «единого тюркского языка».
Ввиду репрессий имя известного учёного на долгие годы было предано забвению, часть трудов была утеряна (к примеру, 300-страничная рукопись «Истории узбекского народа»), часть – доныне не опубликована. После реабилитации в 1957 г. часть сохранившихся рукописей передана старшим сыном Сальманом Губайдуллиным в Институт языка, литературы и истории АН ТАССР, с 1987 г. подлинники документов и фотографий находятся в музее Национально-культурного центра в Казани.
Научное и литературное наследие особенно активно изучается и вводится в научный оборот учёными Республики Татарстан. В 1962 г. в Институте языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР впервые состоялось памятное мероприятие в связи с 75-летним юбилеем учёного. В 1989 г. в Казани впервые был издан фундаментальный сборник трудов Губайдуллина «Тарихи сəхифəлəр ачылганда» («Открывая страницы истории») на татарском языке, в 1994 г. в Москве в переводе Сальмана и Амины Губайдуллиных «История татар» впервые была издана на русском языке. В 2002 г., к 115-летию со дня рождения, был подготовлен и выпущен научно-библиографический сборник его работ.
В 2020-х гг. научные труды историка широко переводятся на русский язык и издаются в России, Азербайджане, организуются научные мероприятия различного уровня. Большая заслуга в сохранении интеллектуального наследия историка принадлежала его сыну – С. Г. Губайдуллину и внуку – Э. С. Кульпину-Губайдуллину.
Внук – Кульпин-Губайдуллин Эдуард Сальманович (1939, Баку – 2015, Москва) – кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор, основатель российской научной школы социоестественной истории.