Гуаяки
Гуаяки́ (исп. aché, guayakí, guaiaqui; на языке гуарани – лесные крысы; самоназвание aché – человек), народ группы гуарани на востоке Парагвая (резервации Чопа-Поу, Серро-Мороти и Пуэрто-Барра в департаментах Альто-Парана, Каагуасу и Канендию). Численность 1,9 тыс. человек по переписи 2012 г. (в начале 20 в. около 1 тыс. человек). Язык аче (относится к тупийским языкам), письменность на основе латинской графики. Распространён также парагвайский гуарани. Придерживаются традиционных культов, до 40 % – христиане.
До 1960-х гг. гуаяки находились почти в полной изоляции (кроме нескольких групп, живших в резервациях с начала 20 в.). В 20 в. сокращение лесных территорий провоцировало конфликты между ними и креолами, в 1968–1972 гг. гуаяки подвергались систематическому истреблению. Выжившие были поселены в резервации. Избегают контактов с внешним миром. В 2000 г. создана организация гуаяки – «Туземная лига за самоуправление, справедливость и этику».
Традиционные занятия – охота с луком (длиной до 2 м; концы упирали в землю и в грудь, оттягивая середину дуги ногой), собирательство, рыболовство; в прошлом, возможно, подсечно-огневое земледелие (распространяется с конца 20 в.). Ловили и держали в неволе коати (семейства енотовых), которых убивали в голодное время. Изготавливали каменные топоры-молоты для добывания мёда из дупел (речную гальку вживляли в растущее дерево и затем вырезали вместе с куском дерева, служившим рукоятью), верёвки и циновки из волокон крапивы, пальмы бутия головчатая (Butia capitata) и др.
Традиционное жилище: хижина с открытыми простенками под двускатной крышей, одежда – набедренная повязка. В нижнюю губу вставляли костяную лабретку. Бродячие родственные группы (до 20 человек) возглавлялись старейшинами; пища делилась поровну между членами группы. Между группами велись войны ради захвата женщин. Встречается полиандрия (до 3 мужей), у старейшин – полигиния. Религия – вера в духов. Браки заключались во время праздника – в середине зимы (июль – август). Практиковались инициации мальчиков (с нанесением шрамов на тело), эндоканнибализм.
В мифологии мотивы, типичные для Амазонии (сюжеты о мировом потопе, закончившемся, когда забравшиеся на пальму люди сбрасывают в воду плоды; появлении ночи из разбитого сосуда; птицах – родственниках Грома), сочетаются с мифологическими мотивами, характерными для северо-запада Южной Америки (Месяц стал менее ярким, т. к. Солнце выбил ему глаз).