Гроссберг Карл
Гро́ссберг Карл (Carl Grossberg; настоящие имя и фамилия Георг Карл Вильгельм Гранмонтань, Georg Carl Wilhelm Grandmontagne) (6.9.1894, Эльберфельд, ныне в составе Вупперталя, земля Северный Рейн – Вестфалия – 19.10.1940, Лан, ныне регион О-де-Франс, Франция), немецкий живописец, график, дизайнер. Представитель новой вещественности.
Изучал архитектуру в школах художественных ремёсел Ахена (1913) и Дармштадта (1914). Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. призван на военную службу офицером (1915), из-за ранения комиссован (1918). После войны продолжил учёбу: с начала 1919 г. у В. Клемма в Высшей школе изящных искусств великого герцога Саксонского в Веймаре, а с момента преобразования университета в апреле 1919 г. в Государственный Баухаус (ныне – Университет Баухаус в Веймаре) по 1921 г. – в мастерской Л. Фейнингера, где занимался живописью, декоративными искусствами и дизайном среды.
В 1921 г. переехал в Вюрцбург, женился в 1923 г. на скрипачке Матильде Шварц. Персональные выставки 1926 г. в галереях «Kunsthaus Schaller» в Штутгарте и «Galerie Nierendorf» в Берлине принесли художнику широкую известность. В 1927 г. выставлялся в Берлине, Кёльне и Дюссельдорфе. С 1928 г. работал также как дизайнер интерьера. В 1929 г. принял участие в выставке «Новая вещественность» в Стеделейкмюсеуме в Амстердаме. Получив Римскую премию Немецкой академии в Риме, один год (1931) провёл на Вилле Массимо в Риме.
С 1933 г. работал над циклом картин, в котором планировал отразить все последние успехи германской промышленности (не реализован). Принимал участие в организованной Министерством народного просвещения и пропаганды выставке «Германский народ – германская работа» («Deutsches Volk – Deutsche Arbeit», 21 апреля – 3 июня 1934, Берлин), выполнил для неё большую стенную роспись (42 × 12 м). Вскоре персональные выставки мастера состоялись в здании художественной ассоциации «Общество Кестнера» в Ганновере (1934) и в Музее Фолькванг в Эссене (1935). Незадолго до начала Второй мировой войны 1939–1945 гг. безуспешно пытался эмигрировать в США. В 1939 г. призван на военную службу, участвовал в Германо-польской войне 1939 г. Погиб в автомобильной катастрофе во время отпуска близ г. Компьень во Франции.
Основные темы творчества Гроссберга – индустриальные мотивы: станки, турбины, конвейеры, сборка автомобилей («Жаккардовая мастерская», 1934; «Автомобильная фабрика», 1936, обе – частное собрание) и городские пейзажи с узнаваемыми приметами времени – эстакадами, фабриками, вокзалами («Мост над Шварцбахштрасе в Вуппертале», 1927, Музей фон дер Хейдта, Вупперталь). В то же время для целого ряда работ Гроссберга характерно абсурдное сочетание несовместимых в реальной жизни мотивов, сближающее его с магическим реализмом как течением внутри направления «Новая вещественность» («Паровой котёл с летучей мышью», 1928, частное собрание)
Большая ретроспективная выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Гроссберга, прошла в 1994–1995 гг. в Музее фон дер Хейдта в Вуппертале, затем в Кунстхалле в Тюбингене, Кунстхалле в Киле и Музее Синклер-Хаус в г. Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ.
Старшая дочь, Ева Гроссберг (1924–2014), – живописец, дизайнер, сценограф.