Николаев Александр Васильевич
Никола́ев Алекса́ндр Васи́льевич (Уста Мумин, Усто Мумин, узб. Usto moʻmin) (30.8.1897, Воронеж – 27.6.1957, Ташкент), российский и узбекский живописец, график, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1950).
Учился в Воронеже в художественной студии А. А. Бучкури (1916–1918) и в Москве в двух Государственных свободных художественных мастерских (1918–1919) у К. С. Малевича. В 1920 г. уехал в Самарканд, где работал в Комитете старины и искусства (вместе с К. С. Петровым-Водкиным и А. В. Юсуповым); с 1925 г. жил в Ташкенте. Изучал мусульманскую философию, поэзию, памятники архитектуры и живописи; принял ислам и изменил имя на Уста (Усто) Мумин [буквально – Верный (или Верующий) Мастер].
Творчество Николаева своеобразно сочетает влияния традиций средневековой исламской миниатюры, древнерусской иконописи и мастеров итальянского кватроченто. В ранний период писал преимущественно темперой на небольших досках или на бумаге. Произведениям Николаева свойственны тонкое чувство цвета, гармоническая ясность композиции, изысканно стилизованная линеарность, созерцательная настроенность персонажей: «Дутарист» (1923), «Любители перепелов» (1927, оба – Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент), «Жених» (1928), «Белое золото» (1934), портрет Г. А. Мордвиновой (1942, все – Музей искусства народов Востока, Москва), «Уйгурский танец» (1944), «Ходжа Насреддин на базаре» (1947, оба – Государственный музей искусств Узбекистана).
Также иллюстрировал книги узбекских писателей, оформлял спектакли, в том числе оперу «Улугбек» А. Ф. Козловского (1942).
Преподавал в Ташкентском художественном училище (1934–1937).