Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
Еди́ная систе́ма классифика́ции и коди́рования те́хнико-экономи́ческой и социа́льной информа́ции (ЕСКК ТЭСИ), совокупность общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации; средств ведения классификаторов; нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению. ЕСКК ТЭСИ устанавливает единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации, определяет состав, содержание и порядок проведения этих работ (Основные понятия, используемые в единой системе классификаций).
История ЕСКК ТЭСИ
С 1960-х гг. в СССР под руководством В. М. Глушкова были начаты работы по созданию проекта Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для целей планирования и управления народным хозяйством (ОГАС).
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1970 г. «О мерах по совершенствованию управления в народном хозяйстве на основе широкого использования средств вычислительной техники» признавалась необходимость создания ОГАС и намечались планы руководства по массовому внедрению автоматизированных систем управления в ведомствах и на предприятиях страны.
Постановление Совета Министров СССР от 2 июля 1971 г. № 458 «Об улучшении организации и ускорении работ по созданию унифицированных систем документации и единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемых в автоматизированных системах управления в народном хозяйстве» распределяло между министерствами и ведомствами СССР ответственность за разработку и дальнейшее развитие унифицированных систем документации и единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ). В документе особо подчёркивалось, что при разработке этих систем следует учитывать их дальнейшее применение в ОГАС. Координация работ была возложена на Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР), ныне Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
В дальнейшем в государственном стандарте ГОСТ 6.01.1-87 [ГОСТ 6.01.1-87. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения (1988)] основной целью создания ЕСКК ТЭИ была заявлена стандартизация информационного обеспечения процессов управления народным хозяйством на основе применения средств вычислительной техники.
В 1990-х гг. принципы функционирования и ведения ЕСКК ТЭСИ в Российской Федерации были зафиксированы сначала в постановлении Правительства РФ от 1 ноября 1999 г. № 1212 «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации», а затем в постановлении Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области». Оба постановления были конкретизированы в нормативно-технических документах, а именно в правилах по стандартизации ПР 50.1.019-2000 (Правила стандартизации. Основные положения единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации) и правилах стандартизации ПР 50.1.024-2005 (Правила стандартизации. Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов). Все эти документы в настоящее время утратили силу.
После 2000 г. термин «Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации» постепенно исчезает из официальных документов, и в дальнейшем предметом правового регулирования становятся непосредственно общероссийские классификаторы.
Действующая нормативная база
В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 5 апреля 2016 № 104-ФЗ, от 3 июля 2016 № 296-ФЗ, а также в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 № 523-ФЗ) общероссийские классификаторы относятся к документам по стандартизации (ст. 14). Согласно этому закону порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 20).
Основным документом, регламентирующим функционирование общероссийских классификаторов, является постановление Правительства РФ от 7 июня 2019 г. № 733 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации». Приложением к нему являются Правила разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Согласно п. 4 этих Правил, перечень общероссийских классификаторов, федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, ответственных за их формирование, утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Указанный перечень утверждён приказом министра финансов РФ от 12 июля 2021 г. № 98н (Об утверждении Перечня общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их формирование). Его содержание приводится ниже.
Каждый общероссийский классификатор, а также изменения к нему утверждаются отдельным приказом Росстандарта.
Применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в конкретных областях учётной и информационной деятельности регламентируется также многими другими нормативными правовыми актами. Например, принцип применения единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях её совместимости с другими государственными информационными системами устанавливается Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» (п. 7 ст. 4).
Термин «общероссийский классификатор» встречается приблизительно в 145 тыс. нормативных актах органов власти, в том числе в 33 тыс. федеральных.
Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их формирование (согласно приказу Минфина от 12 июля 2021 года № 98н)
Наименование общероссийского классификатора технико-экономической и социальной информации | Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за формирование общероссийского классификатора |
Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) | Росстандарт |
Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) | Росстандарт |
Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (Классификатор ЕСКД) | Росстандарт |
Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) | Росстандарт |
Общероссийский классификатор валют (ОКВ) | Росстандарт |
Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) | Росстандарт |
Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) | Росстандарт |
Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой (ОКД) | Росстандарт |
Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (ОТКД) | Росстандарт |
Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения (ОТКСЕ) | Росстандарт |
Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) | Росстандарт |
Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (ОКОК) | Росстандарт |
Общероссийский классификатор народных художественных промыслов и мест традиционного бытования (ОКНХП) | Росстандарт |
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) | Росстат |
Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) | Росстат |
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) | Росстат |
Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) | Росстат |
Общероссийский классификатор организационно- | Росстат |
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) | Росстат |
Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) | Минэкономразвития России |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) | Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти |
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) | Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти |
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) | Минобрнауки России |
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК) | Минобрнауки России |
Общероссийский классификатор трансформационных событий (ОКТС) | Минобрнауки России |
Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН) | Минтруд России |
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) | Минтруд России |
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) | Минтруд России |
Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ) | Минприроды России |
Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов (ОКГР) | Минэнерго России |
Основные группы общероссийских классификаторов:
административно-управленческая – ОКОГУ, ОКОК, ОКОПФ, ОКПО, ОКФС и ОКУД;
персонально-описательная – ОКИН и ОКИСЗН;
природно-сырьевая – ОКГР и ОКПИиПВ;
производственно-образовательная – ОКПДТР, ОКСВНК, ОКСО и ОКЗ;
производственно-техническая – ЕСКД, ОКД, ОКЕИ, ОТКД и ОТКСЕ;
промышленно-экономическая – ОКВЭД-2, ОКОФ, ОКНХП, ОКПД-2;
территориально-экономическая – ОКАТО, ОКВ, ОКСМ, ОКТМО и ОКЭР;
торгово-промышленная – ОКОФ, ОКП, ОКС, ОКТС.
Информация о составе общероссийских классификаторов содержится также в Общероссийском классификаторе информации об общероссийских классификаторах (ОКОК). В нём приводится не только перечень общероссийских классификаторов и сведений об их статусе, сроке действия и других показателях, но и перечень фасетов общероссийских классификаторов.
Полный свод общероссийских классификаторов содержится на сайте «Общероссийские классификаторы».
Информационная поддержка общероссийских классификаторов
Официальное опубликование, издание и распространение общероссийских классификаторов осуществляет Российский институт стандартизации (РСТ). Также этот институт проводит экспертизу или разработку проектов общероссийских классификаторов и изменений к ним (Экспертиза и разработка общероссийских классификаторов). РСТ ведёт также каталог общероссийских классификаторов (Общероссийские классификаторы – Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации). Полный комплект общероссийских классификаторов содержится также на цитируемом выше сайте «Общероссийские классификаторы».
Перспективы общероссийских классификаторов
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 июня 2019 г. № 733 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации» совокупность общероссийских классификаторов, их методическая и организационная поддержка, а также система ведения осуществляется в рамках федеральной государственной информационной системы «Единая система нормативной справочной информации» (ФГИС ЕС НСИ).
В свою очередь, согласно постановлению Правительства РФ от 14 мая 2021 г. № 733 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» ФГИС ЕС НСИ является частью федеральной государственной информационной системы «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» (ФГИС «ЕИП НСУД»). Таким образом, дальнейшее функционирование и развитие общероссийских классификаторов планируется в рамках ФГИС «ЕИП НСУД».