Гобийская культура
Гоби́йская культу́ра, археологическая культура эпохи палеометалла (конец 3-го – середина 2-го тыс. до н. э.) в пустынных и полупустынных областях Гоби на территории Южной Монголии и Северного Китая. Выделена А. Д. Цыбиктаровым в начале 2000-х гг.
Представлена остатками стационарных поселений и многочисленными случайными находками отдельных предметов. Палеогеографические исследования показали, что в конце 3-го – середине 2-го тыс. до н. э. ныне безводные пространства на юге Монголии и прилегающие к ним северные районы Китая не были пустынны и в них имелись достаточно благоприятные условия для проживания людей. К северу от южного края Монгольского плато были распространены лесостепные ландшафты с умеренно сухим климатом, а к югу – пояс смешанных лесов с более тёплым и влажным климатом. Поселения располагались на берегах рек и озёр. В связи с последующим опустыниванием территории современной Гоби (продолжалось до середины 1 тыс. до н. э.) культурный слой частично выветрен и перекрыт песчаными эоловыми отложениями. Большая часть памятников культуры классифицируется как развеянные стоянки дюнного типа.
Наиболее распространённые находки на памятниках гобийской культуры включают разнообразные изделия из камня и керамику. Каменный инвентарь представлен ножевидными пластинами, двусторонне ретушированными изделиями, наконечниками стрел с прямым основанием, многочисленными зернотёрками, пестами, мотыгами. Часть керамических сосудов изготовлена методом выколачивания. Наиболее яркой особенностью гобийской культуры является расписная керамика. Наружная поверхность сосудов окрашивалась в красный цвет, по которому наносилась орнаментальная роспись чёрной краской. Преобладают рисунки треугольников, квадратов, ромбов, косых насечек, «лесенок». Известна посуда, имевшая роспись тёмной краской по желтоватому фону. Аналогии расписной керамике известны в материалах обширного круга культур крашеной керамики Китая (Ганьсу, Маньчжурия) конца 3-го – начала 2-го тыс. до н. э., а также поселений эпохи раннего металла Средней и Передней Азии.
Хозяйство гобийской культуры носило комплексный характер. Орудия труда, связанные с обработкой почвы (каменные мотыги) и переработкой урожая (многочисленные зернотёрки, песты), свидетельствуют о занятиях земледелием. Наконечники стрел указывают на занятия охотой. Палеогеографические реконструкции природной среды (лесостепные ландшафты, русла высохших рек и озёр) позволяют предположить, что рыболовство и собирательство занимали важную часть в хозяйственных занятиях населения Гоби конца 3-го – середины 2-го тыс. до н. э. Были развиты и различные виды домашнего производства, связанные с обработкой камня, кости, дерева, продуктов хозяйства, изготовлением глиняной посуды и т. д. Процессы выветривания в ходе опустынивания территории современной Гоби не способствовали сохранению органического материала – кости. Поэтому на развеянных поселениях не обнаружены ни костяные изделия, ни кости животных (как диких, так и домашних). В материалах сборов не отмечены и изделия из меди и бронзы. Однако скотоводство и медно-бронзовая металлургия отчётливо фиксируются на сопредельных с гобийской культурой территориях Монголии (афанасьевская, селенгинско-даурская культуры, памятник Зуух 1 в юго-восточной части Гобийского Алтая) и Китая.
Присутствие на памятниках гобийской культуры керамики, с одной стороны, изготовленной методом выколачивания, а с другой – расписной, указывает на северное и южное направления культурных связей населения Гоби. К северу от Гоби жили носители селенгинско-даурской культуры, а к югу – оседлые земледельцы Великой Китайской равнины. Формирование гобийской культуры произошло, вероятно, в результате взаимодействия населения, оставившего керамику неолитического серовского типа (в сохранившихся слоях на развеянных стоянках Гоби залегала под слоями с расписной керамикой), и пришельцев с территории Китая с производящим хозяйством (земледелием, скотоводством) и расписной керамикой.