Гидрокрекинг
Гидрокре́кинг, каталитический процесс вторичной нефтепереработки, которому подвергаются тяжёлые нефтяные остатки с целью получения дополнительного количества светлых фракций. Путём варьирования условий процесса, а также в зависимости от типа используемого катализатора возможно получение широкого спектра ценных продуктов из промышленного сырья.
В настоящее время промышленный гидрокрекинг углеводородов реализован по следующим направлениям:
гидрокрекинг бензина с получением изопарафинов, являющихся сырьём для производства синтетических каучуков и высокооктановых присадок к автомобильному топливу;
селективный гидрокрекинг бензинов с целью повышения их октанового числа, а также гидрокрекинг реактивных и дизельных топлив для понижения их температуры застывания путём удаления высокомолекулярных парафиновых углеводородов;
гидрокрекинг прямогонных керосиновых фракций и газойлей каталитического крекинга для удаления ароматических углеводородов;
гидрокрекинг вакуумных газойлей в мягких условиях для получения дизельных фракций и облагораживания сырья каталитического крекинга;
гидрокрекинг вакуумных дистиллятов с целью получения моторных топлив и основы высокоиндексных масел;
гидрокрекинг нефтяных остатков с целью получения моторных топлив, смазочных масел, малосернистых котельных топлив и сырья каталитического крекинга.
С химической точки зрения гидрокрекинг представляет собой процесс взаимодействия углеводородного сырья с водородом в жёстких условиях, в котором параллельно могут протекать реакции гидрогенолиза (разрыв связей C–S, C–N, C–O), гидрирования–дегидрирования и крекинга (разрыв связей C–C). В результате взаимодействия сокращается доля асфальтенов, частично разрушаются полициклические углеводороды и увеличивается доля лёгких углеводородов. При глубоком гидрокрекинге происходит отщепление алкильных групп от алкилароматических соединений. При этом бензольное кольцо практически не присоединяет водород.В зависимости от направления переработки сырья и активности катализатора гидрокрекинг может протекать в температурном интервале от 320 до 460°С. При высоких температурах происходит активное выделение лёгких газообразных углеводородов. Селективность по
изопарафиновым углеводородам и нафтенам при этом мала. Рекомендуется проводить процесс при минимально возможной температуре в целях сохранения ценных углеводородов исходного сырья. Объёмная скорость подачи сырья (ОСПС) в промышленном процессе составляет 0,3–1,2 ч-1. Чем ниже ОСПС, тем ниже температура процесса при равной глубине превращения сырья. Это связано с увеличением времени контакта сырья с водородом на катализаторе в реакторе. Соотношение водород : сырьё составляет 800–1200 м3/м3. Чем тяжелее сырьё, тем выше выбирают соотношение. При этом в ходе гидрокрекинга получаются более лёгкие продукты. Давление процесса выбирается в широком диапазоне от 5 до 30 МПа. С ростом парциального давления водорода подавляются реакции коксообразования, являющиеся причиной дезактивации катализатора. В то же время повышение давления приводит к удорожанию процесса по причине возрастающих капитальных затрат на оборудование, а также за счёт увеличения расхода водорода на реакции гидрирования ароматических углеводородов. Промышленный процесс проводят при умеренных давлениях 5–15 МПа с периодической окислительной регенерацией отработанного катализатора.
Гидрокрекинг протекает на катализаторах, совмещающих в себе кислотную и металлическую функции (бифункциональный катализатор). Кислотную функцию выполняет носитель, в роли которого выступают цеолиты, активная окись алюминия, алюмосиликаты. Для усиления кислотной функции в носитель могут быть введены галогены. Кислотная функция ответственна за реакции изомеризации и крекинга. Металлическая функция катализатора ответственна за реакции гидрирования и дегидрирования. Эту функцию выполняет активный компонент – металл, нанесённый на носитель. Используются металлы VI (Mo или W) и VIII групп (Ni, Co, Pt, Pd). Для улучшения текстурных свойств катализатора используются промоторы (Re, Ir, Rh, редкоземельные элементы). Активность используемых в промышленности катализаторов зависит от концентрации активного компонента и пористой структуры носителя. На крупнопористом алюмосиликате протекают реакции первичного гидрокрекинга среднемолекулярных углеводородов, а на мелкопористом цеолите протекает уже более глубокий гидрокрекинг, сопровождающийся изомеризацией.
Наиболее подходящий катализатор должен обладать высокой кислотной и умеренной металлической функциями. При гидрокрекинге промышленного сырья на таком катализаторе будут получены следующие результаты:
выход низкомолекулярных парафинов, особенно метана и этана, будет низким, а бутановая, пентановая и гексановая фракции будут состоять на 60–90% из изомерных алканов. Нафтены С6 будут содержать до 90% метилциклопентана. В результате октановое число лёгкого бензина будет составлять 85–88 единиц (по исследовательскому методу);
керосиновые фракции, ввиду малого содержания бициклических ароматических углеводородов и высокого – изопарафиновых, станут пригодным сырьём для производства реактивного топлива;
дизельные фракции будут состоять преимущественно из производных циклопентана и циклогексана. Такой продукт имеет высокое цетановое число и низкую температуру застывания.