Гернхардт Роберт
Ге́рнхардт Ро́берт (Robert Gernhardt, полное имя Роберт Иоганн Артур Гернхардт, Robert Johann Arthur Gernhardt) (13.12.1937, Таллин – 30.6.2006, Франкфурт-на-Майне), немецкий поэт-сатирик, график, живописец, сценарист.
Из прибалтийских немцев; отец – судья, мать – химик. В 1939 г. семья репатриировалась в Германию и поселилась в оккупированной немцами Познани. В последний год Второй мировой войны 1939–1945 гг. отец погиб на фронте. Мать с детьми в 1946 г. поселилась в Гёттингене. В 1956–1964 гг. Гернхардт учился живописи в Государственной академии изящных искусств в Штутгарте и Высшей школе изящных искусств в Западном Берлине. Получил высшее образование по специальности «немецкая филология» в Свободном университете Берлина.
С 1964 г. жил во Франкфурте-на-Майне. Публиковал в сатирическом журнале Pardon карикатуры и сатирические тексты под псевдонимами, наиболее известный из которых – Лютцель Еман (Lützel Jeman, от нем. jemand – «некто, кое-кто»; использовался до 1971). В 1964–1965 гг. редактор журнала Pardon. В 1964 г. один из основателей приложения к журналу – Welt im Spiegel («Мир в зеркале»), в котором печатал в том числе собственные рисунки и тексты. Наибольшую известность приобрёл комикс, посвящённый приключениям бегемота Шнуффи. Благодаря новаторскому абсурдистскому юмору приложение завоевало широкую популярность и существенно повлияло на немецкую юмористическую литературу.
В 1965 г. вступил в брак с художницей Альмут Ульрих (1940, по другим данным, 1941 – 1989), соавтором многих его работ (живопись, иллюстрации).
В конце 1960-х гг. Р. Гернхардт стал одним из основателей объединения писателей и художников Новая франкфуртская школа, связанного с абсурдизмом; печатными органами были журнал Pardon и (с 1979) сатирический журнал Titaniс. В начале 1970-х гг. провёл ряд персональных выставок сатирической графики во Франкфурте-на-Майне, Берлине, Базеле и других городах.
С 1972 г. занимался живописью в собственном доме в Монтайо, в Тоскане; с 1977 г. проходили персональные выставки его картин. Член Союза немецких художников, участвовал в его экспозициях. Отошёл от живописи в 1980-х гг.; свои работы опубликовал и снабдил комментарием в издании «Внутри и снаружи: картины; рисунки; о живописи» («Innen und Aussen: Bilder, Zeichnungen, über Malerei», 1988). В этом корпусе произведений (маслом, гуашью, также графика) наибольшее место занимает «тосканский» цикл: интерьеры, пейзажи, натюрморты, близкие магическому реализму.
В 1974 г. принимал участие в создании сценариев радиопередачи «Help, cатирический подсобный журнал» («Help, ein satirisches Aushilfsmagazin») и других передач радио федеральной земли Гессен. Начиная с 1973 г. писал сценки для комедийных телешоу О. Валькеса, в 1985–1992 гг. – сценарии для его фильмов «Oтто – фильм» («Otto – Der Film», 1985), «Отто – новый фильм» («Otto – Der neue Film», 1987) и др. В 1975–1978 гг. участвовал в подготовке сценариев для комедийного телешоу «Теледуш доктора Ворчуна» («Dr. Muffels Telebrause», производство общественной телерадиокомпании земли Гессен). В 1977 г. выпустил юмористический сборник «Блузы богемца. Истории, картинки, истории в картинках и картинки из истории» («Die Blusen des Böhmen. Geschichten, Bilder, Geschichten in Bildern und Bilder aus der Geschichte», 1977), содержащий сатирические произведения на общественно-политические темы. C 1978 г. вёл юмористическую колонку «Говорит поэт» («Hier spricht der Dichter») в журнале Zeit («Время»).
В 1981 г. опубликовал первый сборник стихотворений «Озеро слов» («Wörtersee», 1981). Лирика Р. Гернхардта во многом продолжает традицию немецкой сатирической поэзии в духе Г. Гейне, В. Буша, К. Тухольского, Э. Кестнера. В последующих сборниках «Мягкая строка» («Weiche Ziele: Gedichte 1984–1994», 1994), «Сердце в беде. Дневник хирургического вмешательства в сотне записей» («Herz in Not. Tagebuch eines Eingriffs in einhundert Eintragungen», 1996; поэтическая хроника операции на сердце, которую перенёс поэт), «Светлые стихи» («Lichte Gedichte», 1997) и «К-стихотворения» («Die K-Gedichte», 2004) Гернхардт отошёл от сатиры, завоевав славу крупного современного немецкого поэта.
Во многом автобиографический роман «Я, я, я» («Ich, ich, ich», 1982) представляет острую сатиру на современную культуру. Затронутые в нём темы были продолжены в пьесе «Тосканская терапия» («Die Toscana-Therapie», 1986; премьера в Городском театре Ахена, 1987, режиссёр Н. Хильхенбах).
В 1980-х гг. в ежемесячной колонке в журнале Titaniс публиковал теоретические размышления о немецкой юмористической литературе. Автор многочисленных эссе, вошедших в книги: «Счастье, блеск, слава: повествование, наблюдение, сообщение» («Glück, Glanz, Ruhm: Erzählung, Betrachtung, Bericht», 1983), «Мысли по поводу стихотворения» («Gedanken zum Gedicht», 1990) и «Последний рисовальщик. Эссе об искусстве и карикатуре» («Der letzte Zeichner. Aufsätze zu Kunst und Karikatur», 1999).
С 2003 г. регулярно выступал в литературной передаче «Только что из печати» («Druckfrisch») на телеканале ARD с сонетами на злобу дня.
Посмертно опубликованы сборники «Поздний шпагат: стихотворения» («Später Spagat. Gedichte», 2006) и «Моя Тоскана» («Toscana mia», 2011), в который вошли заметки, стихотворения и рисунки 1979–2005 гг.
Премия Бертольта Брехта (1998), премия Эриха Кестнера (1999), премия Генриха Гейне (2004), премия Иоахима Рингельнаца (2004), премия Вильгельма Буша (2006). В 2008 г. учреждена премия Роберта Гернхардта для поддержки писателей федеральной земли Гессен.