Герхард Иоганн
Ге́рхард Иога́нн (Johann Gerhard) (17.10.1582, Кведлинбург – 17.8.1637, Йена), немецкий протестантский богослов, представитель протестантской ортодоксии.
Образование начал в Виттенберге (с 1599), сначала изучал медицину, затем сменил специальность на теологию, для этого перешёл в университет Йены. Получив степень магистра философии (1603), стал читать лекции на теологическом факультете. После перерыва из-за болезни продолжил теологическое образование в Марбургском университете, в 1605 г. вернулся в Йену, где продолжил образование. C 1615 г. доктор теологии; с 1616 г. и до конца жизни преподавал в Йенском университете.
Герхард – автор ряда важных работ, в которых он систематически излагал основные положения библейской герменевтики, характерной для старопротестантской лютеранской догматики. Важнейшая среди этих работ – догматический труд «Loci theologici» (полное название: Loci theologici, cum pro adstruenda veritate tum pro destruenda quorumvis contradicentium falsitate per theses nervose solide et copiuse explicati, 1610–1622). Автор отходит от современной ему традиции догматических изложений, его статьи формально структурированы с помощью принципов аристотелевской философии (causa efficiens, materialis, formis, finalis). Основной полемический труд Герхарда, «Confessio catholica» (полное название: Doctrina catholica et evangelica, quam ecclesiae Augustanae Confessioni addictae profitentur, ex Romano Catholicorum scriptorum Suffragiis confirmata, 1633–1637), посвящён апологии лютеранского богословия против возражений католического богословия. В работе о методе теологических исследований (Methodus studii theologici, 1620) в качестве концептуального научного инструмента автор рекомендовал аристотелевскую философию.
Герхард расширил ставшее к тому времени очень авторитетным издание евангельской гармонии, начатое М. Хемницем и продолженное П. Лейзером (Harmoniae evangelistarum Chemnitio-Lyserianae, 1626–1627), добавив в нему описание истории Страстей Христовых и Воскресения. Он автор ряда комментариев к различным библейским книгам, опубликованных посмертно. Участвовал в подготовке издания Библии герцога Эрнста Благочестивого (книга Бытия, книга пророка Даниила и Откровение Иоанна Богослова). Посмертно издана его «Патрология» (1653), в которую вошли материалы, уже во многом опубликованные в других произведениях.
Герхард – один из главных представителей ортодоксально-протестантского учения о буквальной (вербальной) богодухновенности Священного Писания. Им отрицаются как чисто историческое рационалистическое толкование с опорой только на авторитет человеческого разума, которое может выйти за рамки, установленные апостольским символом веры, так и толкование, рабски следующее примерам отцов церкви, решениям соборов и папским вероучительным документам. В «Loci theologici» Герхард показывает, что положение католической герменевтики, согласно которой только папа Римский обладает Духом, дарующим ему способность безошибочного толкования Писания, основано на представлении, что замысел Святого Духа отделён от Слова Божия, и это, по мнению сторонников этого положения, делает необходимым введение промежуточной инстанции, находящейся над Писанием и определяющей его толкование. Этому католическому представлению противопоставляется тезис М. Лютера, согласно которому создавший Священное Писание Святой Дух присутствует самым явным образом в слове Писания. Священное Писание – основа Церкви, потому что оно само есть непогрешимое Слово Божие. Сам Бог определил формулировки священных текстов, а также объём канона. Согласно Герхарду, толкователи должны интерпретировать Священное Писание в согласии с Духом, действием которого оно возникло, и именно он, как автор Писания, одновременно является и его высшим и наиболее аутентичным толкователем. Слова Священного Писания суть слова Святого Духа, ибо пророки и апостолы были «секретарями» (amanuenses) Святого Духа.
Кроме того, принципу католической библейской герменевтики о толковании Писания через Предание Герхард противопоставляет принцип личного озарения толкователя божественным светом. Только через это просвещение Духом достигается уверенное познание предлагаемых Писанием «тайн веры» (лат. mysteria fidei). Это познание достигается также посредством молитвы и радения о слышанном и читаемом Слове Божием. Что касается «тёмных мест» в Писании, наличием которых католики обосновывают необходимость церковного Предания, то Герхард подчёркивает, что всё нужное для спасения и в догматическом, и в нравственном отношении уже сказано в ясных текстах Библии. Тёмные места нужно толковать на основании (понятого в смысле лютеранской догматики) «Правила веры» (regula fidei).
В целом правильное толкование Священного Писания должно проводиться согласно принципу «аналогии веры»; при этом нужно обращать внимание на то, что богодухновенный текст представляет собой целостное единство, которое не нужно рассматривать в отдельных его исторических частях. Ошибка в толковании может быть исключена, только если экзегет использует в качестве «рамок» для возможных выводов апостольский символ веры.
Особенность эсхатологии Герхарда состоит в его утверждении об «уничтожении мира» (annihilatio mundi); в конце истории нужно ожидать не обновления мира, но его полного уничтожения, за которым следует совершенно новое творение. Понятие «annihilatio mundi», однако, могло быть использовано Герхардом и как широкая метафора для указания на свободу действия Бога по отношению к сотворённому им миру.