Гарсия Морильо Роберто
Гарси́я Мори́льо Робе́рто (Roberto García Morillo) (22.1.1911, Буэнос-Айрес – 26.10.2003, там же), аргентинский композитор, музыковед, педагог и музыкальный критик.
Образование
Учился в Музыкальной школе Буэнос-Айреса – частном учебном заведении, основанном Х. Агирре. Помимо последнего, среди учителей Гарсии Морильо были аргентинские композиторы Р. Родригес (1877–1951) и Х. Х. Кастро (1895–1968). Продолжил обучение в Национальной консерватории в Буэнос-Айресе (ныне Факультет музыкального искусства имени К. Лопеса Бучардо Университета Буэнос-Айреса) в классе композиции Х. Андре (1881–1944), проходил гармонию у Ф. Угарте (1884–1975), полифонию у Х. Хиля (1886–1947), инструментовку у К. Гайто, педагогику у А. Пальмы (1891–1951) и сценическое искусство у А. Сторни. В 1926 и 1930 гг. брал уроки игры на фортепиано у И. Ната (1890–1956) в Париже.
В 1952 г., получив стипендию Общества Данте Алигьери, изучал оперное искусство в Италии.
Сочинения
Гарсия Морильо принадлежит к композиторам т. н. поколения столетия (Generación del Centenario, имеется в виду 100-летие Майской революции; также к нему относятся К. Гуаставино, И. Аретс, Вашингтон Кастро). В отличие от многих его представителей, он не был склонен к поискам национального стиля, испытал влияние крупных европейских композиторов своего времени (А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, М. де Фалья). Творческое наследие включает более 60 сочинений в разных жанрах.
Автор двух опер – «Дело Мэйярда» (1975, либретто композитора по рассказу Э. По «Система доктора Смоля и профессора Перро»; театр «Колон», 1977; национальная премия Министерства культуры Аргентины) и одноактной камерной оперы для 3 солистов, мимов и инструментального ансамбля «Аркадий, мексиканец» (либретто композитора по рассказу А. Т. Аверченко; не поставлена; музыка оперы с мелодиями и ритмами мексиканских песен корридо использована в Седьмой кантате, 1981).
Написал балеты: «Харрилд» (1941; по рассказу А. Жака «Под знаком соловья»; театр «Колон», 1945), «Ашер» («Usher», 1941; по рассказу Э. По «Падение дома Ашеров», театр «Колон», 1955), «Маска и лицо» для фортепиано с оркестром («La máscara y el rostro», 1963; концертная премьера – 1964; сценическая премьера – театр «Колон», 1974), «Аргентина 1860» (1980, на основе 5 бальных танцев композитора И. Альвареса; театр «Колон», 1981). К ним примыкает кантата с хореографией «Мориана» (1957, театр «Колон», 1958).
Среди прочих сочинений: 12 кантат (в том числе «Тамарит» на стихи Ф. Гарсии Лорки, 1953; «Романсы любви и смерти» – «Romances del Amor y la Muerte», 1959; 6-я кантата «Рождественская», 1976; 12-я кантата на темы Д. Циполи, 1989); для оркестра – 3 симфонии (1948, 1955, 1961), «Три картины Пауля Клее» (1944), «Три картины Пита Мондриана» (1960), Олимпийские вариации (1958); камерные произведения – «Чёрные картины Гойи» (1939), струнный квартет (1951), «Дивертисмент на тему Пауля Клее» для духового квинтета (1967; оркестровая версия 1970); фортепианная музыка, в том числе 5 сонат (1935–1962); органная соната «Нотр-Дам» (1980); вокальные циклы – «Вильянсико» (1972), Четыре стихотворения А. Мачадо (1985), и др. Делал переложения музыки аргентинских композиторов – Х. Агирре, К. Лопеса Бучардо, Х. Персеваля. Сочинил музыку к драматическим спектаклям и фильмам, среди них: пьеса «Тунгасука» Б. Каналя Фейхоо, (1963; театр Сан-Мартин, Буэнос-Айрес, 1967), фильмы режиссёра Э. Бонео «Третий гость» («El tercer huesped», 1946) и «Надежда» («Esperanza», 1949).
Педагогическая, общественная и научная деятельность
С 1942 г. преподавал в Буэноc-Айресе в Муниципальной консерватории (класс композиции) и в Национальной консерватории (классы композиции и инструментовки, ректор в 1972–1979). Работал также в частной Консерватории имени Л. ван Бетховена и Центре высшего музыкального образования имени Ф. Листа (обе организации – в Буэнос-Айресе).
Участвовал в работе жюри международных конкурсов и фестивалей. Среди них: Международный музыкальный фестиваль в Гуанабаре (1970, Бразилия), 10-й Международный музыкальный фестиваль в Таормине (1971, Италия), Международный конкурс имени Э. Вила-Лобоса, (1988, Рио-де-Жанейро), Конкурс Американского музыковедческого общества (1992, Вашингтон).
В 1938–1979 гг. в качестве музыкального критика работал в газете La Nación.
Автор монографий, посвящённых творчеству русских (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), латиноамериканских (К. Чавес) и европейских композиторов.
В 1992–1998 и 2001–2002 гг. возглавлял Союз композиторов Аргентины (Asociación Argentina de Compositores). Входил в Комиссию по симфонической и камерной музыке Аргентинского общества авторов и композиторов (Sociedad Argentina de Autores y Compositores, SADAIC). Член Аргентинского музыкального совета (Consejo Argentino de la Música, CAMU), Международного общества защиты авторских прав (Internationale Gesellschaft für Urheberrecht, INTERCU, Мюнхен, Германия).
Действительный член Национальной академии наук Буэнос-Айреса (Academia Nacional de Ciencias de Buenos Aires, 1986), член Международного музыковедческого общества, академического совета Международного центра музыкальных исследований (Centro Internazionale di Studi Musicali, Рим).
Награды и звания
Премия «Конекс» (Premio Konex, 1989; вручается в Аргентине представителям разных видов искусства, журналистики и спорта – всего 10 номинаций, которые ротируются циклами по 10 лет). Почётный деятель культуры Аргентины (1999).