Галлай Марк Лазаревич
Галла́й Марк Ла́заревич [3(16).4.1914, Санкт-Петербург – 14.7.1998, Москва], советский лётчик-испытатель, участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., Герой Советского Союза (1957), полковник (1958), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), доктор технических наук (1972), профессор (1994), специалист в области аэродинамики, писатель.
Родился 16 апреля 1914 г. в еврейской семье родом из Волковыска. Его отец, Лазарь Моисеевич Галлай (1886–1955), был инженером-энергетиком; мать, Зинаида Александровна Галлай (в девичестве Левинсон, 1894–1986), – актрисой разговорного жанра. Дядя – кинорежиссёр Оскар Михайлович Галлай.
По окончании средней школы в 1930 г. начал работать токарем на заводе «Красный Октябрь». В 1932 г. поступил в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, в 1935 г. перевёлся в Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1937 г. Одновременно учился в школе пилотов и инструкторов Ленинградского аэроклуба (1936), летал на планёрах и прыгал с парашютом.
С 1937 г. работал инженером в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) в Москве. Без отрыва от работы окончил лётную школу и в сентябре 1937 г. стал лётчиком-испытателем ЦАГИ. Провёл испытания бомбардировщика СБ на 3-колёсном шасси (1940). С апреля 1941 г. работал в Лётно-исследовательском институте имени М. М. Громова (ЛИИ), провёл испытания СБ на флаттер (1941) и испытания по доводке маслосистемы бомбардировщика Ер-2 (1941).
После начала Великой Отечественной войны (в июле 1941) стал лётчиком-истребителем в сформированной из лётчиков-испытателей 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы, которая применяла опытные образцы самолётов. До сентября 1941 г. участвовал в защите Москвы от налётов фашистской авиации. Совершил 10 ночных боевых вылетов на истребителе МиГ-3 для отражения вражеских налётов. Во время первого ночного налёта германской авиации на Москву 22 июля 1941 г. сбил разведчик-бомбардировщик «Дорнье-215» (за этот боевой вылет награждён орденом Боевого Красного Знамени).
В январе – марте 1942 г. в должности заместителя командира эскадрильи 128-го бомбардировочного авиаполка совершил 28 боевых вылетов на Калининском фронте.
С мая 1943 г. служил в 890-м полку авиации дальнего действия. В июне 1943 г. в составе экипажа бомбардировщика ТБ-7, летевшего через линию фронта, был сбит над оккупированной территорией в районе Брянска и выпрыгнул с парашютом. Галлаю удалось найти партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область), и через 12 дней он был вывезен на самолёте за линию фронта и вернулся на лётно-испытательную работу.
В дальнейшем трудился до июля 1950 г. в ЛИИ на лётно-испытательной работе. Провёл испытания: третьего опытного образца реактивного истребителя МиГ-9 («Ф-3», первый полёт 9 августа 1946), пороховых стартовых ускорителей на бомбардировщике Пе-2 (1943); по доводке мотора АШ-82 на истребителе Ла-5 (1943); истребителя Як-7 с опытным ламинарным крылом (1944); по подбору и доводке винтов на высотном истребителе Пе-2ВИ (1944); трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планёрном варианте (1946); дальнего бомбардировщика Ту-4 (1947–1949). Участвовал в испытаниях самолётов И-215 (1948) и Як-20 (1950). Ведущий лётчик-испытатель самолётов МиГ-9, Ту-4, 3М, вертолётов Ми-1 и Як-100.
В июле 1950 г. уволен из ЛИИ. Увольнение Галлай связывал с начавшейся кампанией по «борьбе с космополитизмом». Около месяца не работал. До спада кампании с помощью В. С. Гризодубовой устроился лётчиком в НИИ-17 (с 1967 Московский научно-исследовательский институт приборостроения (МНИИП), с 2014 концерн «Вега»), где проводились разработка новой бортовой электроники и эксперименты с ней. Участвовал в лётных испытаниях бортовых радиолокаторов, установленных на истребителях-перехватчиках И-320 и Ла-200.
В январе 1955 – июне 1958 гг. испытывал самолёты ОКБ В. М. Мясищева. Звания Героя Советского Союза удостоен в 1957 г. за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники.
В 1958 г. уволен в запас из рядов Вооружённых сил СССР в звании полковника. Всего за время лётной работы освоил 124 типа самолётов, вертолётов и планёров.
В 1958–1975 гг. продолжил трудиться в ЛИИ в должности старшего научного сотрудника, занимался исследованиями в области динамики полёта и совершенствованием методики проведения лётных испытаний.
В 1960–1961 гг. работал с первой группой первого отряда космонавтов – «гагаринской шестёркой» – в одном из филиалов ЛИИ, в лаборатории № 47, на тренажёре космического корабля «Восток-3А» в качестве инструктора-методиста по пилотированию.
С 1959 г. назначен заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям.
Опубликовал около 30 научных работ, преподавал в Московском авиационном институте и Академии гражданской авиации, где разработал курс «Особенности аэродинамики и пилотирования реактивных самолетов».
Награждён 3 орденами Ленина (1944, 1947, 1957), 4 орденами Красного Знамени (1941, 1942, 1944, 1947), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985), орденом Красной Звезды (1948), орденом «Знак Почёта» (1984), 15 медалями.
Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Галлай – автор популярных книг об авиации: «Испытано в небе» (Москва, 1963); «Через невидимые барьеры» (3-е издание, Москва, 1969), «Третье измерение: очерки» (Москва, 1973).