Ер-2
Ер-2, советский дальний бомбардировщик времён Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
История создания
В 1939 г. руководство советской авиации выдвинуло предложение о создании дальнего бомбардировщика на основе пассажирского самолёта «Сталь-7» (конструктор – Р. Л. Бартини), показавшего прекрасные лётные характеристики. Разработку возглавил В. Г. Ермолаев. Проект получил индекс ДБ-240 (разрабатывался на авиазаводе № 240 в Москве). Предполагалось, что новый дальний бомбардировщик постепенно сменит устаревший ДБ-3. Ключевые требования к конструкции включали бóльшую бомбовую нагрузку, крупнокалиберный пулемёт в качестве оборонительного вооружения и дальность полёта до 5000 км (позволяла наносить удары по территории Германии, Италии и Великобритании). В декабре 1940 г. ДБ-240 был переименован в Ер-2.
Весной 1941 г. прошли лётные испытания бомбардировщика Ер-2. Предполагалось, что машина будет оснащена двигателями М-106 или М-120. Однако оба мотора не были готовы к тому времени, поэтому на первый образец Ер-2 был поставлен М-105 с меньшей мощностью. Тактико-технические характеристики неизбежно снижались, но в остальном испытания дали обнадёживающие результаты. Народный комиссариат авиационной промышленности принял решение немедленно переключить авиазавод № 18 (г. Воронеж) на производство перспективной машины. Однако свёртывание выпуска ДБ-3 и разворачивание производства Ер-2 потребовало времени. К маю 1941 г. было принято лишь 13 машин, требовавших доработок.
Ер-2 имел цельнометаллическую конструкцию и обладал преимуществом перед ДБ-3 в дальности, скорости и бомбовой нагрузке. Бомбардировщику требовалась протяжённая бетонированная взлётно-посадочная полоса, которой обладали лишь немногие аэродромы в СССР. Поэтому Ер-2 с парой двигателей М-105 решено было считать переходной машиной для отработки технологии и обучения личного состава. Ермолаеву было предложено разработать новый вариант бомбардировщика под двигатели АМ-37 и М-40.
Тактико-технические характеристики Ер-2
Модификация | Ер-2 (1940) | Ер-2 (1941) | Ер-2 (1944) |
Размах крыла, м | 21,65 | 21,8 | 23,01 |
Длина, м | 16,23 | 16,23 | 16,65 |
Высота, м | 4,82 | 4,82 | нет данных |
Площадь крыла, м² | 72,10 | 72,10 | 79,10 |
Масса, кг | |||
пустого самолета | нет данных | 8872 | 10 820 |
нормальная взлётная | 12 000 | 12 340 | 14 825 |
максимальная взлётная | 13 460 | 14 500 | 18 415 |
Тип двигателя | 2 М-105 | 2 АМ-37 | 2 М-30 |
Мощность, л. с. | 2 × 1100 | 2 × 1400 | 2 × 1500 |
Максимальная скорость, км/ч | |||
у земли | 395 | 407 | нет данных |
на высоте | 445 | 519 | 415 |
Крейсерская скорость, км/ч | 390 | 437 | 330 |
Практическая дальность, км | 4100 | 2540 | 5300 |
Скороподъёмность, м/мин | 330 | 455 | нет данных |
Практический потолок, м | 7700 | 7700 | 7500 |
Экипаж | 3 | 3 | 5 |
Вооружение | два 7,62-мм пулемёта и один 12,7-мм пулемёт | три 12,7-мм пулемёта | одна 20-мм пушка ШВАК и два 12,7-мм пулемёта |
Бомбовая нагрузка, кг |
|
|
|
нормальная | 1000 | 1000 | 1000 |
максимальная | 3000 | 3000 | 5000 |
Боевое применение
К началу Великой Отечественной войны поставка Ер-2 в войска затягивалась. В июле – августе 1941 г. 70 машин переходного типа были переданы в 420-й и 421-й дальние бомбардировочные авиационные полки 81-й авиационной дивизии дальнего действия. Неудовлетворительное качество сборки этих самолётов приводило к авариям и катастрофам. Не удалось обеспечить защитное вооружение крупнокалиберным пулемётом в верхней пулемётной точке, и на первых Ер-2 устанавливался 7,62-мм пулемёт ШКАС. Этот недостаток делал бомбардировщик слишком уязвимым. Только к началу октября на половине имевшихся в войсках Ер-2 ШКАСы были заменены авиационными пулемётами УБ.
В начальный период войны Ер-2 наносили авиаудары по Берлину и Кёнигсбергу (ныне Калининград), бомбили важные узлы коммуникаций немецких войск. В 1941 г. они неоднократно привлекались к непрофильным задачам для дальнего бомбардировщика – атакам неприятельских колонн. Боевые и небоевые потери сокращали численность Ер-2, а пополнений не было. К весне 1942 г. авиация дальнего действия имела в своём составе только 6–8 исправных машин. Весной 1943 г. последние уцелевшие Ер-2 переходного типа были переданы в учебные подразделения.
После эвакуации 1941–1942 гг. производство Ер-2 налаживалось в Иркутске, куда был вывезен московский авиационный завод № 39. Однако полностью обеспечить производство удалось только в 1943 г. Одновременно решалась проблема с двигателями. Выпуск Ер-2 с парой моторов АМ-37 стал невозможен из-за вывоза предприятий, а дизельный двигатель М-40 показал свою склонность к самопроизвольному выключению. В феврале 1943 г. начались испытания Ер-2 с более надёжным дизелем М-30. В начале 1944 г. был налажен серийный выпуск этого варианта бомбардировщика, и летом машина стала поступать в части.
Выпуск Ер-2
Номер завода | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | Всего |
18 | 71 |
|
|
|
| 71 |
39 |
|
| 2 | 148 | 241 | 391 |
Всего | 71 |
| 2 | 148 | 241 | 462 |
Весной 1945 г. Ер-2 осуществляли налёты на Кёнигсберг и Берлин. В августе производство бомбардировщика было прекращено.