Мясищев Владимир Михайлович
Мяси́щев Влади́мир Миха́йлович (15(28).9.1902, Ефремов Тульской губернии Российской империи, ныне Тульская область – 14.10.1978, Москва), советский учёный, авиаконструктор и организатор промышленности. Доктор технических наук (1959), генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), Герой Социалистического Труда (1957), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972).
В 1918 г. окончил в родном городе реальное училище. В 1920 г. поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана) на механический факультет. Окончил МВТУ имени Н. Э. Баумана (1926), защитив дипломный проект по теме «Цельнометаллический истребитель». Конструкторскую деятельность начал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в авиационном отделе под руководством А. Н. Туполева и В. М. Петлякова (1926). Участвовал в разработке крыльев для самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький».
В 1934 г. возглавил бригаду по разработке экспериментальных самолётов. Руководил разработкой бомбардировщика-торпедоносца/ракетоносца АНТ-41 (Т1). В 1936 г. командирован в США на авиастроительное подразделение фирмы Douglas Aircraft Company. В 1937 г. возглавил конструкторское бюро на авиазаводе № 84 (г. Химки, Московская область), руководил подготовкой документации для запуска серийного лицензионного производства пассажирского/транспортного самолёта Douglas DC-3. В ноябре 1938 г. собран первый самолёт (изначально назывался ПС-84, с сентября 1942 – Ли-2). При его постройке был освоен передовой плазово-шаблонный метод, внедрённый затем на всех авиационных заводах СССР.
4 января 1938 г. был арестован по обвинению во «вредительстве». 28 мая 1940 г. приговорён к 10 годам заключения. Срок отбывал, работая в Особом техническом бюро ЦКБ-29 НКВД СССР на территории московского авиационного завода № 156 под руководством В. М. Петлякова над самолётом Пе-2. Затем самостоятельно разрабатывал проект и возглавил работы по созданию дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102. После досрочного освобождения из заключения 25 июля 1940 г. (полностью реабилитирован только в 1950), возглавил постройку пикирующего бомбардировщика Пе-2 на заводе № 22 (Фили, первый взлёт в 1942 в Омске).
После гибели В. М. Петлякова в 1943 г. назначен главным конструктором и руководителем опытно-конструкторских отделов на заводе № 22 в Казани, серийно выпускавшем пикирующий бомбардировщик Пе-2 и его модификации. Это был первый отечественный самолёт с герметичными кабинами экипажа, дистанционным управлением стрелково-пушечным вооружением и с шасси с носовым колесом.
В начале 1944 г. разработал дневной пикирующий бомбардировщик Пе-2И со скоростью полёта, превышавшей скорость полёта немецких истребителей. В 1945 г. стал директором и главным конструктором Опытного конструкторского бюро (ОКБ) московского завода № 482. Здесь им разработаны эскизные проекты 4-моторных дальних бомбардировщиков ДВБ-202 и ДВБ-302, дальнего истребителя сопровождения (ДИС); начато изготовление макета турбореактивного бомбардировщика РБ-17 с четырьмя двигателями.
В феврале 1946 г. после расформирования ОКБ по экономическим соображениям Мясищев направлен на преподавательскую работу. В 1946–1949 гг. декан самолётостроительного факультета Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (МАИ, ныне Московский авиационный институт – Национальный исследовательский университет), заведующий кафедрой «Конструкции и проектирование самолётов». В 1947 г. стал профессором МАИ. На этой работе внёс значительный вклад в развитие лабораторной базы института. Совместно с Г. Н. Назаровым выполнил в МАИ по заказу ЦАГИ параметрические исследования дальнего тяжёлого стратегического бомбардировщика и обосновал возможность его создания.
В начале 1950-х гг. Мясищев обратился к руководству государства с предложением о создании стратегического самолёта с дальностью полёта 11–12 тыс. км. Предложение было одобрено И. В. Сталиным, и 24 марта 1951 г. на московском заводе № 23 в Филях образовано ОКБ по созданию первого советского межконтинентального реактивного бомбардировщика, Мясищев назначен его главным конструктором, а с 1956 г. – генеральным конструктором ОКБ-23. В 1953 г. взлетел первый в СССР турбореактивный стратегический бомбардировщик М4, оснащённый четырьмя турбореактивными двигателями, в 1956 г. – реактивный стратегический бомбардировщик 3М, с той же, что и у М4, конструктивной схемой, но с улучшенными аэродинамическими характеристиками. Эти два типа реактивных дозвуковых стратегических бомбардировщиков составляли совместно с созданными в те же годы в ОКБ А. Н. Туполева турбовинтовыми стратегическими бомбардировщиками Ту-95 основу стратегической авиации СССР в 1960–1970-х гг. Одновременно пилоты ОКБ-23 отрабатывали заправку самолёта в воздухе по схеме «штанга – конус», ставшую в авиации мира основной. В это же время в ОКБ-23 разрабатывали проект 3-ступенчатой ракетной системы – сверхзвуковой межконтинентальной беспилотной крылатой ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем М-40 «Буран» класса «поверхность – поверхность». В 1957–1960 гг. разработаны проекты первого советского космоплана, сверхзвукового стратегического ракетоносца М-50, ракетоносец 3МД (на основе самолёта 3М), а также ряд оригинальных проектов самолётов.
Осенью 1960 г. ОКБ расформировано, т. к. руководство страны приняло решение о дальнейшем развитии стратегических систем оружия на основе ракетных комплексов с ракетами средней и межконтинентальной дальности. Штатные работники переведены в ОКБ-52 В. Н. Челомея, занимавшееся разработкой ракетно-космической техники.
В 1960–1967 гг. Мясищев – начальник Центрального аэрогидродинамического института. Здесь развернул работы по комплексному исследованию оптимальных компоновок перспективных самолётов. Для этих целей сформировал ряд новых научных подразделений и современную экспериментальную базу.
В 1967–1978 гг. Мясищев – генеральный конструктор Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ, г. Жуковский, Московская область, с 1981 ЭМЗ имени В. М. Мясищева). За эти годы под руководством Мясищева созданы проект высотного дозвукового самолёта М-17 «Стратосфера» для перехвата дрейфующих аэростатов (в 1978 изготовлен первый лётный образец) и его модификация – самолёт М-55 «Геофизика», а также отработана принципиальная схема воздушно-космического самолёта, которая с включением ЭМЗ в 1976 г. в состав НПО «Молния» легла в основу аэродинамической схемы будущего многоразового транспортного космического корабля (МТКК) «Буран». Начата разработка транспортировщика МТКК «Буран» – самолёта-носителя 3М-Т (позднее назван его именем – ВМ-Т «Атлант»). В 1981 г. состоялся первый полёт самолёта-носителя 3М-Т. Всего совершено более 150 полётов по доставке на космодром Байконур всех крупногабаритных элементов ракетно-космического комплекса «Энергия» и МТКК «Буран». На ЭМЗ создан герметичный модуль кабины «Бурана» с системами жизнеобеспечения и аварийного покидания кабины (подобной системы на американском МТКК «Шаттл» нет).
На самолётах 3М и М-4 установлено 19 мировых рекордов, на М-17 и М-55 соответственно 25 и 16.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1958–1966) и депутатом Моссовета (1955–1957).
Лауреат Ленинской премии (1957). Награждён тремя орденами Ленина (1945, 1957, 1962), орденом Октябрьской Революции (1971), орденом Суворова 2-й степени (1944), орденом Трудового Красного Знамени (1976), медалью имени С. П. Королёва и другими медалями.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Именем Мясищева названы улицы в городах Жуковский и Ефремов; на территории ЭМЗ установлен памятник.