Фундаментальная ошибка атрибуции
Фундамента́льная оши́бка атрибу́ции (англ. fundamental attribution error), тенденция индивида переоценивать роль диспозиционных факторов и недооценивать роль ситуативных (факторов). В социальной психологии рассматривается в более широком контексте процесса атрибуции, т. е. приписывания социальному объекту (индивиду, группе и т. д.) характеристик, которые доступно не представлены в ситуации конкретного взаимодействия, но которые могут быть достроены индивидом, исходя из установок и прошлого опыта.
В социальной психологии атрибуция рассматривается в качестве одного из ключевых механизмов социального восприятия, благодаря которому объект, информация о котором недостаточна или попросту отсутствует, может быть встроен в систему представлений индивида на базе имеющегося у него реального опыта или установок, сформированных как на базе такого опыта, так и в ходе взаимодействия с социальным окружением. Первые исследования фундаментальной ошибки атрибуции связаны с именами американских социальных психологов Э. Джонса, В. Харриса, Л. Росса.
Понимание мотивов социального субъекта (индивида или группы) делает его объяснимым и предсказуемым для человека, т. е. позволяет использовать объяснительные и прогностические модели и, следовательно, не только упрощает и облегчает взаимодействие с ним, но и позволяет соотносить его мотивы, цели, ценности со своими. Это, в свою очередь, находит широкий спектр применений: от выбора стратегий взаимодействия до идентификации на уровне работы механизма опознания «свой – чужой» в социальном взаимодействии.
Поскольку мотивы, цели и ценности другого важны для индивида, но недоступны простому наблюдению, механизм атрибуции становится одним из ключевых способов социального познания, т. к. позволяет предположить или приписать другому набор ценностных ориентаций на основании интерпретаций индивидом его поведения или оценки продуктов деятельности. Именно здесь возникает возможная двойственность интерпретаций: одно и то же поведение может быть интерпретировано наблюдателем с точки зрения возможных внутренних (диспозиционных) или внешних (ситуативных) причин.
На конкретном примере феномен может быть описан следующим образом. Преподаватель видит, что студенты опаздывают на его занятие и приносят с собой еду. Диспозиционная атрибуция в этой ситуации – предположить, что студенты недостаточно мотивированы прийти вовремя и достаточно голодны, ситуативная – что в столовой была очередь. Фундаментальная ошибка атрибуции описывает тенденцию переоценивать роль диспозиционных факторов, значит, преподаватель выберет именно их.
Если его установки по отношению к студентам негативные («студенты немотивированные»), он предположит, что причина опоздания – отсутствие желания учиться и наличие голода. Последнее также может быть интерпретировано в контексте низкой волевой регуляции у студентов.
Однако если у преподавателя позитивная установка по отношению к студентам («студенты мотивированные»), он интерпретирует ситуацию следующим образом: студенты настолько хотят попасть на его занятия, что даже взяли с собой еду, чтобы не пропустить ничего существенного и успеть поесть.
Событие – студенты пришли после начала занятия с едой – интерпретируется с точки зрения диспозиционных причин в контексте эмоциональных (негативных или позитивных) установок. Ошибка состоит в том, что ситуативные причины недооцениваются или вовсе не рассматриваются.
Ещё одна особенность фундаментальной ошибки атрибуции заключается в различиях в интерпретации индивидом своего и чужого поведения. Если речь идёт о неодобряемом поступке (в разбираемом примере – опоздании), то тот же самый преподаватель без труда найдет множество ситуативных, а не диспозиционных причин для своего собственного опоздания: большая очередь в столовой, много занятий в сетке предметов, совершенно нет времени даже на чашку чая и т. д. Впрочем, при наличии негативной установки в отношении себя самого преподаватель может подобрать в качестве объяснения собственного поведения и диспозиционные причины («непунктуальный», «рассеянный»).
Среди возможных объяснений, с помощью которых может быть описана природа фундаментальной ошибки атрибуции, выделены три основные: вера в справедливый мир, субъект-ориентированное восприятие и экономия когнитивных ресурсов.
Первое объяснение основано на вере в справедливый мир – наборе убеждений индивида, в соответствии с которыми он предполагает, что в мире с хорошими людьми случаются хорошие события, а с плохими – плохие. Фундаментальная ошибка атрибуции позволяет интерпретировать неприятное событие, произошедшее с самим индивидом, как связанное с особенностями ситуации, тем самым он получает возможность сохранить положительный образ себя (и веру в справедливый мир), в то время как негативные события, происходящие с другими, интерпретируется им в такой картине мира как справедливые по отношению к ним именно из-за диспозиционной (а не ситуативной) интерпретации (Lerner. 1978).
Второе объяснение – субъект-ориентированное восприятие способствует поиску именно диспозиционных причин, если речь идёт об интерпретации поведения другого человека, поскольку именно он доступен наблюдателю и более заметен, чем ситуация и связанные с ней факторы. В приведённом ранее примере преподавателю ничего не известно о том, что происходило со студентами ранее, – возможно, они бежали изо всех сил, и случившееся опоздание на самом деле – минимизированные потери, – однако преподавателю заметно только само событие – опоздание, что и подталкивает его интерпретировать случившееся с использованием фундаментальной ошибки атрибуции (Storms. 1973).
Третье объяснение – стремление экономить когнитивные ресурсы, которое рассматривается как базовая особенность психики, – обусловливает склонность интерпретировать происходящие события в логике простых и доступных объяснений, не требующих анализа и позволяющих избежать когнитивной нагрузки. Соответственно, ситуативные причины являются более труднодоступными, поскольку требуют анализа и обработки новой информации, в то время как поиск диспозиционных причин сопряжён с обработкой уже имеющейся информации (Carlston. 1994).
Существуют и другие факторы, которые исследователи рассматривают в качестве возможных источников фундаментальной ошибки атрибуции. Среди них, например, культурные различия: предполагается, что представителям разных культур в разной степени свойственна фундаментальная ошибка атрибуции (Darren. 2004).
Основным риском, который необходимо учитывать в контексте фундаментальной ошибки атрибуции, является склонность индивида неверно оценивать роль диспозиционных и ситуативных причин как собственного, так и чужого поведения. Фундаментальная ошибка атрибуции может выступать не только в качестве активного конфликтогена в межличностном общении, но и служить источником собственно ошибок, которые индивид допускает в планировании и реализации взаимодействия с другими: неверная интерпретация поведения другого человека или ошибочная атрибуция целей, ценностей, мотивов и черт могут стать причиной заблуждений, сделать взаимодействие затруднённым или попросту невозможным. В связи с этим вероятность возникновения фундаментальной ошибки атрибуции при анализе поведения и продуктов деятельности индивида необходимо учитывать не только психологам-профессионалам, но и другим специалистам, профессиональная деятельность которых связана с анализом и интерпретацией поведения других людей: специалистам в области управления всех уровней, аналитикам и т. д.