Флорищева в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская пустынь
Флори́щева в честь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы мужска́я пу́стынь, обитель Русской православной церкви. Расположена в посёлке Фролищи Володарского района Нижегородской области.
История монастыря в 1643/1644 – 1923 гг.
По всей видимости, название «Флорищева» связано с личным именем Флор (в русском обиходе распространено как Фрол). Первоначально обитель называлась «Фролищевой горы Луховская пустынь» (от названия реки Лух), затем – «монастырь Пресвятыя Богородицы красные Фролищевы горы». В конце 17 в. закрепилось название Флорищева пустынь.
Исходя из текста челобитной «старцев Моисея, да Нефедея з братьею, да вдового попа Ондрея», который отразился в грамоте царя Алексея Михайловича от 9(19) марта 1651 г. (Флорищева пустынь. 1896. С. 306), выданной в ответ на неё, зарождение монашеского поселения следует относить к 1643/1644 г. Челобитчики сообщали, что «живут де они в той пустыне осмой год» (Флорищева пустынь. 1896. С. 306), и просили разрешить им постройку церкви. Согласно житию бывшего насельника и настоятеля пустыни, митрополита Суздальского (1681–1708) Илариона, а также грамоте патриарха Московского и всея Руси Иосифа от 20(30) марта 1651 г. (Флорищева пустынь. 1896. С. 305), главой общины являлся старец Мефодий. В одном из вариантов жития уточняется, что пустынное жительство разделяли с ним монахи Варлаам и его сын Макарий, постриженики Пуреховского во имя преподобного Макария Унженского мужского монастыря [Андроник (Трубачёв), игум. 2003. С. 625]. Царь Алексей Михайлович разрешил строить церковь для монашеской обители на земле, которая принадлежала посадским и уездным людям г. Гороховец.
В 1654 г. патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) рукоположил в иереи для Флорищевой пустыни будущего святителя Илариона. В том же году во время эпидемии чумы умерло большинство насельников пустыни (8 из 12), включая её основателя Мефодия. Иларион возглавил восстановление обители. В монастыре был введён строгий общежительный устав с обязательным трудом братии, отсутствием личной собственности, единством трапезы, странноприимством. Чтобы сделать Флорищи более доступными паломникам, братия, руководимая Иларионом, расчищала дороги к монастырю (в том числе от Гороховца).
По всей видимости, в 1668/1669 г. Иларион познакомился с И. М. Языковым (тогда воеводой в Вязниках), который впоследствии стал одним из приближённых царя (1676–1682) Фёдора Алексеевича. Это знакомство обеспечило внимание царя к обители. В ноябре 1677 г. и осенью 1681 г. он приезжал на богомолье в монастырь. 27 августа (6 сентября) 1678 г. государь отправил в монастырь богомольную грамоту, призывая его насельников молиться об избавлении от нашествия турок и татар (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской Академии наук. Т. 4. Санкт-Петербург, 1836. № 227. С. 313–314). Царь поддержал начало широкомасштабных строительных работ в монастыре. В 1681 г. строитель Иларион стал крёстным отцом царевича Ильи Фёдоровича и в конце того же года был хиротонисан на Суздальскую кафедру.
К рубежу 17–18 вв. известность пустыни распространилась достаточно широко. Число братии достигло здесь около 150 человек. В июле 1714 г. здесь принял постриг с именем Боголеп воспитатель Петра I князь Б. А. Голицын (из рода Голицыных). Благосостояние монастыря было несколько подорвано серией петровских указов, направленных на ограничение монастырских имуществ.
В 1723 г. (решение подтверждено в 1749) к пустыни был приписан Гороховецкий Красногривский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужской монастырь.
Вследствие указов об ограничениях на монашеский постриг от 10(21) июня 1734 г. и 11(22) марта 1735 г. резко сократилось количество братии, которая на 1736 г. насчитывала менее 40 человек против 134 человек в 1727 г. (Флорищева пустынь. 1896. С. 387).
В результате секуляризации 1764 г. пустынь была отнесена к заштатным монастырям (Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. Санкт-Петербург, 1890–1897. Т. 2. С. 397). Последняя треть 18 в. стала временем упадка пустыни, что было вызвано большим пожаром и разорением во время восстания Пугачёва 1773–1775 гг. Разграблению подвергся сам монастырь и принадлежавшие ему хозяйственные сооружения за пределами монастырских стен. Во избежание повторений подобных нападений монастырю был выделен унтер-офицер и шесть солдат Владимирского батальона (стража находилась в обители до 1800).
На рубеже 18–19 вв. Флорищева пустынь была связана с последователями Паисия (Величковского). В обители подвизался один из его учеников – иеромонах Афанасий (Захаров), а также иноки Филарет и Феофан, перешедшие из молдавского монастыря Тисмана, жившего по установленному Паисием особому уставу. В 1846 г. в монастыре подвизалось более 40 человек братии. Еще 12 иеромонахов и монахов числились в больничных (Орлов. 2012. С. 119).
Во 2-й половине 19 в. наступила пора нового расцвета Флорищевой пустыни. Заслуга в этом принадлежала Антонию (Боркову), управлявшему монастырём в период с 1872 по 1899 гг. и за свои труды возведённого в сан архимандрита (1896). Он устроил водопровод с водокачкой, перестроил скотный и конный дворы, приобрёл множество облегчавших труд насельников сельскохозяйственных орудий – косилок, жнеек, молотилок и т. п.
В дореволюционное время главной святыней Флорищевой пустыни являлась Флорищевская икона Пресвятой Богородицы – один из местночтимых списков образа Божией Матери «Владимирская» (согласно надписи на ризе 19 в., была написана в 1464). В монастыре находились две богородичные иконы кисти С. Ф. Ушакова: Божия Матерь «Владимирская» с избранными святыми и Успение Божией Матери. С этими образами до начала 1920-х гг. ежегодно устраивали крестные ходы по Гороховецкому и Вязниковскому уездам Владимирской губернии.
После установления советской власти в пустыни на базе монастырского хозяйства в апреле 1918 г. была организована коммуна, в июле 1919 г. – совхоз (Орлов. 2002. С. 195, 200). Монастырское имущество постепенно изымалось, то, что представляло художественную ценность, попадало в музеи: особенно много предметов поступило в Суздальский музей-заповедник (ныне Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, ГВСМЗ), который взял территорию обители под охрану, но не имел сил поддерживать её в надлежащем виде. В новых условиях сокращалось и количество насельников монастыря, к моменту официального закрытия обители – 1 апреля 1923 г. – здесь оставались только семь человек во главе с последним настоятелем игуменом Иоанникием.
Библиотека и архив монастыря
Начало монастырской библиотеке было положено при основателе Флорищевой пустыни Мефодии. Во время поездки в Москву в 1653 г. он получил от протопопа Благовещенского собора Московского Кремля Стефана Вонифатьева «книгу служебник в пустынь Флорищеву в церковь Успения Пресвятой Богородицы по своих родителех». В одной из редакций Жития святителя Илариона (18 в.) её создатель ссылается на некую «Книгу иеромонаха Мефодия», которая была использована при создании Жития. Строитель Иларион занимался в обители переписыванием книг. При нём пополнение монастырской библиотеки продолжилось. Так, в 1672 г. некая Дарья Григорьева дочь вложила в монастырь печатное «Евангелие учительное» архимандрита Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого 1619 г., запрещённое в Русском государстве (Поздеева И. В. Каталог книг кириллической печати XV–XVII вв. научной библиотеки Московского университета / И. В. Поздеева, И. Д. Кашкарова, М. М. Леренман. Москва, 1980. № 115. С. 72–73). Насельники монастыря обучались книжному делу. Наибольшую известность среди них получил постриженник Флорищевой пустыни Феолог, переведённый по указанию патриарха Адриана в московский в честь праздника Чуда архистратига Михаила в Хонех мужской монастырь, с 1698 г. являвшийся чтецом, а затем справщиком Московского Печатного двора. Книжное собрание монастыря увеличилось в начале 18 в., после того как в обители принял постриг князь Б. А. Голицын, пожертвовавший в обитель свою библиотеку (Крапошин П. В. Монастырь Успенская Флорищева пустынь – место последнего упокоения князя Бориса Алексеевича Голицына // Хозяева и гости усадьбы Вяземы. Большие Вяземы, 2007. С. 72–73). К концу 19 в. по подсчётам, приведённым в своей работе В. Т. Георгиевским, рукописное собрание монастыря насчитывало свыше 200 рукописей (Флорищева пустынь. 1896. С. 161–288).
Значительная часть библиотеки Флорищевой пустыни отложилась в ГВСМЗ – порядка 90 печатных книг и свыше 150 рукописей, что составляет около 70 % печатных и около 65 % рукописных книг собрания монастыря до его закрытия (Житие Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского. С. 17). Одной из наиболее ранних и ценных среди них считается рукопись «Просветителя» Иосифа Волоцкого (ГВСМЗ. Инв. № В-5636/27). Возможно, автографом представлено сочинение инока Чудова монастыря Евфимия «О исправлении некиих погрешений в преждепечатных книгах Минеях» (ГВСМЗ. Инв. № В-5636/131; Каталог фонда редкой книги. Вып. 14. Владимир, 2013. С. 68. № 30).
Архив монастыря формировался с середины 17 в. После закрытия пустыни в 1923 г. он поступил во Владимирский губернский архив [ныне Государственный архив Владимирской области (ГАВО)]. Составляет в ГАВО отдельный фонд № 586 (всего свыше 770 дел), включая выявленные недавно несколько десятков неизвестных ранее дел из архива пустыни (в том числе дела приписанного к ней Гороховецкого Знаменского Красногривского монастыря). Семь подлинных актов третьей четверти 17 – середины 18 вв. хранятся в ГВСМЗ (инв. № В-4088; В-4089; В-4091; В-4092; В-4108; В-4381; В-36204).
Среди документов архива обители особенно выделяются 10 подлинных храмозданных грамот за период 1651–1703 гг., послание царя Фёдора Алексеевича строителю Илариону 1678 г., указ митрополита Суздальского Илариона 1694 г. своему преемнику на посту строителя Флорищевой пустыни Иринарху о порядке управления обителью и др. (Давыдов. 2017. С. 138).
Земельные владения и вкладчики обители
Крупным вкладчиком обители стал царь Фёдор Алексеевич. Грамотами 1677–1680 гг. он пожаловал пустыни лес, примерно 40 км течения реки Лух и земли в её окрестностях; землю и покосы в Балахнинском уезде Нижегородской губернии; рыбные ловли по рекам Пьяна, Сура, Юморга; мельницу в г. Лух, две соляные варницы в г. Балахна, сенные покосы близ г. Гороховец; кроме того, царь выделил дворовое место в Москве для монастырского подворья в районе Ваганьково (Флорищева пустынь. 1896. С. 63). До 1917 г. подворье монастыря находилось в т. н. Александровских палатах (современный адрес Староваганьковский переулок, д. 23). Обитель получала ежегодную царскую ругу воском, ладаном, мёдом и церковным вином.
В 1-й половине 18 в. при монастыре в августе действовала Успенская ярмарка. После секуляризации 1764 г. сохранила большую часть земельных владений. Тяжёлым испытанием для монастыря стал большой пожар 1770 г. В 19 в. благосостояние монастыря продолжало оставаться достаточно высоким. В начале столетия здесь было налажено колокольное производство, в середине века осуществлены дорогостоящие работы по росписи храмов (Орлов. 2008. С. 47–49). В. Т. Георгиевский в конце 19 в. отмечал, что «средства у пустыни достаточные», она располагала капиталом в казначействе, владела свыше 7,7 тыс. га земли (Флорищева пустынь. 1896. С. 149–150). Подворья монастыря действовали в Москве и Нижнем Новгороде (на улице Рождественская).
Монастырский комплекс в 1923–1990-х гг.
После закрытия монастыря многие флорищевские иконы и утварь как художественные ценности были переданы во ГВСМЗ. Часть предметов, в том числе и образ Флорищевской Божией Матери, оказались утрачены. Божия Матерь «Владимирская» работы Симона Ушакова передана в ГВСМЗ.
Сразу после закрытия пустыни группами верующих предпринимались попытки добиться передачи в их пользование одного из храмов, однако им было отказано. В 1927 г. в церкви Живоначальной Троицы был устроен клуб. С 1929 г. началось снятие колоколов, которые отправляли на переплавку на завод «Красное Сормово». 25 июня 1930 г. Флорищева пустынь была передана воинской части, которая занимала её до начала 1990-х гг.
Возобновление монастыря
В 1992 г. стараниями местных жителей во главе с Сергеем Александровичем Орловым на территории пустыни был создан приход. Его старостой стал К. Т. Грехов, затем его сменил Орлов (с 2007 священник возобновлённой пустыни), который вместе со своими соратниками предпринимал попытки спасти монастырский комплекс от разрушений. Регулярные богослужения возобновились с 12 июля 1994 г. в первой восстановленной церкви обители – надвратном храме Святых апостолов Петра и Павла.
20 апреля 2005 г. на заседании Священного Синода Русской православной церкви по предложению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова) было принято решение о возобновлении Флорищевой пустыни. Настоятелем монастыря с 1 сентября 2005 г. стал иеромонах Варнава (Баранов) (с 2012 епископ Выксунский и Павловский и священноархимандрит Флорищевой пустыни). С 2005 г. при монастыре действует Воскресная учебно-воспитательная группа «Истоки».
Масштабные реставрационные работы начались зимой 2006 г. Главным архитектором проекта стал С. В. Демидов, принявший решение восстанавливать обитель, максимально приближаясь к первоначальному замыслу рубежа 17–18 вв. В настоящее время монастырский ансамбль отреставрирован.
В 2018 г. в селе Нуча Ардатовского района Нижегородской области открыто подворье Флорищевой пустыни – храм Всемилостивого Спаса (17 в.).
Архитектурный ансамбль
Ансамбль монастыря расположен в окружении сосновых лесов, в 500 м от левого берега реки Лух. Первая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом святого Ефрема Сирина построена в 1651 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Иосифа. В последующие двадцать лет сооружены деревянные церковь Святых Зосимы и Савватия Соловецких над святыми вратами (1657), новая Успенская церковь взамен старой, тёплая Троицкая церковь (все не сохранились).
В 1680–1700-х гг. по замыслу и под руководством игумена Илариона (с 1681 епископ Суздальский, в 1682–1705 митрополит Суздальский) вместо деревянного ансамбля отстроен кирпичный. На средства и по указу царя Фёдора Алексеевича и по грамоте патриарха Иоакима 1678 г. в северо-западной части монастыря сооружён пятиглавый трёхапсидный Успенский собор [заложен осенью 1680, освящён 30 сентября (10 октября) 1681 митрополитом Смоленским Симеоном (Милюковым) в присутствии царя; росписи 1874; закрыт в 1923, вновь освящён 26 июля 2018] с четырьмя круглыми столпами (как в Благовещенском соборе Гороховца, 1690-е гг., освящён в 1700), системой лопаток и объединяющих их арок закомар (в духе Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря, 1645–1647), аркатурно-колончатым поясом по барабанам и «жучковым» декоративным поясом по верху апсид. Своими пропорциями (длина с алтарём 34 м, ширина 21 м, высота до центрального креста 48 м) храм близок крупным кубообразным монастырским и городским соборам середины – 2-й половины 17 в. (Покровскому собору в царской резиденции Измайлово, 1671–1679; Успенскому собору Вятского Успенского Трифонова монастыря, 1684–1689; и др.).
В южной части монастыря параллельно южной стене при настоятеле Иринархе построена трапезная с одноглавой трёхапсидной бесстолпной церковью Троицы Живоначальной (1683–1689; до постройки каменной в обители существовала одноимённая деревянная церковь, в 18 в. пристроены келарские палаты; росписи 2000-х гг.; вновь освящена в 2007).
Между собором и трапезной у западной стены возвышается семиярусная колокольня (1680–1681; четыре нижних яруса квадратные в плане со стороной 9,5 м), увенчанная восьмериковой частью с ярусами часов с боем (установлены в 1766, утрачены в 20 в., восстановлены в 2000-х гг.), колокольного звона и шатрового завершения с небольшой луковичной главкой (общая высота 49,5 м; ярусы звона и шатра украшены изразцами). В 1692 г. к колокольне пристроен двухэтажный настоятельский корпус.
Вдоль периметра монастырских стен (1787–1793, 1805–1818) возведены жилые и хозяйственные корпуса: деревянный царский дворец в юго-западном углу (разобран в 1808), южные кельи (конец 17 в.), погреба, служебный корпус, построенный на средства гороховецкого купца С. Н. Ершова (1700-е гг., разрушен в 1978), комплекс двухэтажных восточных келейного, рухлядного, казначейского корпусов (все – конца 17 – начала 18 вв.) и главных въездных врат с надвратной церковью Святого Ефрема Сирина (1692–1693; в 1770-х гг. переосвящена во имя апостолов Петра и Павла; в советское время – штаб военной части; росписи 2009–2012; освящена в 2012 как Петропавловская); двухэтажный Голицынский корпус [1712; в нём жил Боголеп (Голицын); в 1890–1920-х гг. располагалась иконописная мастерская], кузница и просфорная келья (около 1790) у северной стены.
В юго-восточном углу монастырской территории в 1692 г. возведена одноглавая трёхапсидная церковь Святых Зосимы и Савватия Соловецких (освящена в 1703; придел Святого Ефрема Сирина, 1770-е гг.; рухнула в 1950-х гг.; восстановлена в 2017–2020), к которой в 1700-х гг. пристроен двухэтажный больничный корпус.
Также сохранились небольшая башня (вероятно, 1810-е гг.), расположенная напротив западного фасада собора, и юго-западная квадратная в плане кирпичная водонапорная башня (1885–1890). В 2000-х гг. в 15 м к северу от собора построена часовня-усыпальница Боголепа (Голицына).
Вне стен обители расположены: руины постоялых дворов (в советское время использовались под химический батальон военной части), скотного и конюшенного дворов, жилого дома для трудников, баня на берегу озера Каменка (современное название Поганка).