Финляндия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Финля́ндии, художественная культура Финляндии.
Традиции каменной архитектуры в Финляндии складывались в 12–13 вв. под влиянием Швеции [церкви на Аландских о-вах, 2-я половина 13 в.; замок Або (Абоский замок, замок Турку) и кафедральный собор в Турку, со 2-й половины 13 в.]. Распространился характерный для Балтийского региона тип зальной церкви, щипцы которой часто украшались узорной кирпичной кладкой, выделенной белой штукатуркой. Преобладали, однако, деревянные дома и церкви, типология которых сохранилась и в Новое время. Влияние Ренессанса отразилось в перестроенном замке Або (2-я половина 16 в.).
Древнейшие сохранившиеся образцы живописи – романские росписи церквей на Аландских о-вах (конец 13 в.). В 15 в. распространились росписи в духе мягкого стиля, в 1470-х гг. – 1-й половине 16 в. – натуроподобные позднеготические образцы (в церкви в Рауме, не позднее 1522, предположительно шведский художник Альберт). Деревянная религиозная скульптура создавалась преимущественно шведскими и прибалтийскими мастерами.
В 17–18 вв. возводились здания в формах барокко, рококо и классицизма (комплекс Свеаборга и др.); работали портретисты Й. Нейман, Д. Мёллерум, И. Ваклин, Н. Шильмарк и другие; религиозные сюжеты разрабатывали М. Капсиа, М. Топпелиус.
Архитектуру 1-й половины 19 в. определили градостроительные проекты и постройки К. Л. Энгеля в русле русского классицизма той эпохи; развивался также более камерный шведский вариант стиля (Трапский дворец в Турку, 1831–1833, архитекторы К. Ф. Басси, П. Ю. Гюлих; ныне главное здание Академии Або). С конца 19 в. появились сооружения в духе национального романтизма (построенный по образцу средневековых финских храмов собор Святого Иоанна в Тампере, 1907, архитектор Л. Сонк), модерна (центральный вокзал в Хельсинки, завершён в 1919, архитектор Элиель Сааринен), неоклассицизма (здание парламента в Хельсинки, 1926–1931, архитектор Й. Сирен).
Крупнейшим архитектором модернизма, определившим и развитие финского дизайна, был А. Аалто (дворец «Финляндия», 1967–1971, 1973–1975, Хельсинки, и др.). В 20 в. также работали А. Марсио-Аалто, В. Ревелл, Хейкки Сирен и К. Сирен, Рейма и Райли Пиетиля, А. Блумстедт, Ю. Левискя. В основу градостроительных проектов после Второй мировой войны легли идеи Элиеля Сааринена 1910-х гг., подразумевавшие децентрализацию городской структуры, активное взаимодействие застройки с природной средой (генплан «города-леса» Отаниеми, 1952, архитектор А. Аалто).
В 1-й четверти 21 в. финскую архитектуру отличают внимание к материалу и его фактуре (широко используется дерево), природному и городскому контексту, человеческому масштабу, следование принципам «зелёного» строительства [архитекторы М. Хейккинен и М. Комонен, И. Лахдельма и Р. Махламяки, С. Ринтала; архитектурные бюро K2S, JKMM (Городская библиотека Турку, 2007), ALA Architects и др.].
В русле живописи романтизма работали в начале 19 в. жанрист А. Лауреус и портретист Г. Финберг. Вниманием к национальной культуре отмечены в середине столетия пейзажи В. Холмберга, братьев М., В. и Ф. фон Вригт, полотна Р. В. Экмана на сюжеты эпоса «Калевала» («Лемминкяинен и огненный орёл», 1867, музей «Атенеум», Хельсинки). Финские художники учились в Дюссельдорфе (пейзажисты Я. Мунстерхьельм, Б. Линдхолм, Ф. Курберг, В. Вестерхолм) и Париже (жанристы А. Эдельфельт, Э. Ярнефельт и П. Халонен, также писавший пейзажи), однако развивали национальные сюжеты и темы.
Среди приверженцев символизма – крупнейший мастер рубежа 19–20 вв. А. Галлен-Каллела («Защита Сампо», 1896, Художественный музей Турку), а также Х. Симберг. В этот период развивались неоимпрессионизм (группа Septem во главе с М. Энкелем, с 1912), экспрессионизм (группа Marraskuun ryhmä во главе с Т. К. Саллиненом, с 1916). Возврат к национальному романтизму демонстрировали работы Л. Сегестроле.
В середине 20 в. в Финляндии появились представители сюрреализма (Э. Тирронен), абстракционизма (С. Ванни, С. Шауман, Л. Г. Норстрём, Б. Карлстедт, М. Фавен). Ассамблажи создавал И. Каяндер; элементы разных современных направлений соединяли Я. Сиевянен, К. Лехтинен. Социальные и политические темы поднимали К. Кайванто и Х. Коскинен. О. Хейсканен работала над графическими произведениями, хеппенингами и перформансами.
Творчество финских художников конца 20 – 1-й четверти 21 вв. отражает широкий спектр международных направлений, сохраняя внимание к национальным сюжетам и традициям. Особенности зрительского восприятия объёма, пространства, плоскости исследуют в своих произведениях Ю. Нива и М. Уитен. Темы взаимодействия природы и городской застройки рассматриваются в пейзажах Т. Найквиста. Элементы фигуративной и нефигуративной живописи соединяют в своих работах Я. Кайтала, Я. Ряйсянен, А. Ретулайнен. Творчество М. Тапиола [«Летняя игра» («Sommarlek»), 2017, галерея Форсблум, Хельсинки] и Л. Луостаринен демонстрирует развитие неоэкспрессионизма в финском искусстве. Произведения М. Хакола, К. Сарье, Н. Роос близки концептуализму. Э.-Л. Ахтила является одной из крупнейших представительниц медиаискусства в Финляндии. В этой же сфере работают М. Лиулия, Л. и П. Кантонен. Инсталляции создаёт М. Вирккала.
К скульпторам классицизма в 1-й половине 19 в. принадлежал Э. Кайнберг, во 2-й половине 19 – начале 20 вв. – К. Шёстранд, В. Рунеберг; к романтизму близки Р. Стигель и Э. Викстрём; представителем модерна был В. Валгрен. Деревянные рельефы под влиянием народных традиций создавали Э. Халонен и А. Галлен-Каллела; Халонен также одним из первых финских ваятелей использовал гранит. В. Аалтонен работал в формах позднего модерна, иногда обращаясь к приёмам кубизма; Ф. Нюлунд – в русле неоклассицизма. Абстрактные произведения создавали Э. Хилтунен и Ханну Сирен, к экспрессионистам принадлежал Э. Канносто. Мастер энвайронмента – М. Айха («Румба», 1992).
Финский дизайн, занимающий одно из ведущих мест в мире, опирается на традиции, заложенные в начале 20 в. его пионерами (А. Галлен-Каллела, А. Финч, Элиэль Сааринен). Его объектам свойственны стремление к уравновешенности формы, конструктивной ясности решений, использование естественных качеств и природной формы материала; для дизайнеров важно удобство практического применения их произведений [посуда Т. Вирккала, Т. Сарпанева, К. Франка, А. и П. Винквист, Ф. Хьельберг, О. Тойкка; ткани Р. Брик, Д. Юнг, А. Ратиа, М. Метсоваара, М. Исола; мебель А. Аалто (табурет «Stool 60», с 1933), Э. Аарнио, И. Тапиоваара, А. Нурмесниеми, И. Куккапуро]. Большую известность, в том числе за рубежом, приобрели керамические изделия по дизайну Ану Пентик, основательницы бренда Pentik (с 1971).
К важнейшим дизайнерским работам в Финляндии в последней трети 20 – 1-й четверти 21 вв. относятся: мебель, осветительные приборы и другие предметы интерьера по проектам Э. Весманена; ткани, посуда, разные аксессуары с принтами авторства К. Хаапаниеми, К. Исола, А.-М. Метсола; работы из стекла (посуда, предметы декора) М. Сало, А. Пенттинен.