Фармер Пол
Фа́рмер Пол, Пол Эдвард Фармер (Paul Edward Farmer) (26.10.1959, Норт-Адамс, штат Массачусетс, США – 21.2.2022, округ Бюрера, Руанда), американский медицинский антрополог, врач и общественный деятель, внёсший вклад в развитие теории глобального неравенства в сфере здравоохранения, а также в исследование проблемы структурного насилия. Наиболее значимые работы: «СПИД и обвинение: Гаити и география вины» («AIDS and Accusation: Haiti and the Geography of Blame», 1993), «Инфекции и неравенство: современные эпидемии» («Infections and Inequalities: The Modern Plagues», 1999), «Патологии власти: здоровье, права человека и новая война с бедными» («Pathologies of Power: Health, Human Rights, and the New War on the Poor», 2003).
Окончил школу во Флориде, после чего учился в Университете Дьюка, где в 1982 г. получил степень бакалавра по медицинской антропологии. В 1990 г., после обучения в Гарвардской медицинской школе, получил докторские степени по медицине и философии в области медицинской антропологии. В 1993 г. прошёл ординатуру по внутренним болезням в женской больнице Бригема (Бостон) при Гарвардской медицинской школе, после чего специализировался в области инфекционных болезней. На протяжении всей профессиональной карьеры работал врачом в Бригеме, сочетая её с волонтёрской деятельностью в Гаити и других странах. Профессор и заведующий кафедрой глобального здравоохранения и социальной медицины в Гарварде, а также заведующий отделением глобального здравоохранения и социального равенства в Бригеме. В 1987 г. Фармер вместе с Офелией Даль, Ким Джин Ёном, Т. Уайтом и Т. Маккормаком основал международную организацию Partners In Health (Zanmi Lasante – гаитянск. креольск.), которая была призвана обеспечить материальную поддержку больницы в Канже на Гаити. Впоследствии под эгидой этой НКО Фармер осуществил ряд гуманитарных проектов в Перу, Руанде, Лесото, Малави. Изучал кубинский опыт борьбы со СПИДом, оценив его выше, чем аналогичный американский опыт. В 1993 г. основал Институт здоровья и социальной справедливости (Institute for Health and Social Justice), а в 2004 г. – Институт за справедливость и демократию на Гаити (Institute for Justice & Democracy in Haiti). Благодаря организаторскому таланту и привлечению спонсорских средств созданная им больница в Канже превратилась в крупный медицинский центр с хорошо обученным персоналом. Фармер выдвигался кандидатом на пост руководителя Агентства США по международному развитию, но его кандидатура была отклонена Белым домом. В 2009 г. он был назначен заместителем чрезвычайного посланника от ООН в Гаити, чтобы помочь улучшить социально-экономические условия на Карибских островах. Предметом внимания Фармера являются социальные и медицинские аспекты распространения туберкулёза и других инфекционных болезней, а также вопросы равенства в сфере доступа к медицинской помощи и здравоохранению.
Получив большой опыт организации систем общественного здравоохранения, спонсорами которых выступали как мелкие частные жертвователи, так и крупные международные фонды, Фармер внёс несомненный вклад в борьбу с рядом опасных инфекционных болезней на нескольких континентах. Свою роль врача он всегда понимал широко, полагая, что даже в условиях скудных ресурсов все нуждающиеся должны получать качественную медицинскую помощь. Примером серьёзного успеха стала его работа по ликвидации эпидемии туберкулёза со множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) в Лиме, Перу, в процессе которой Фармеру пришлось вступить в конфликт с чиновниками ВОЗ и руководителями здравоохранения страны. Фармер доказал, что в «Руководство ВОЗ по лечению туберкулеза» (1991) были заложены принципы социального неравенства и социальной несправедливости, согласно которым лечение МЛУ-ТБ в бедных странах слишком дорого и бесперспективно как в медицинском, так и в социально-экономическом смысле. Следствием работы Фармера в Перу стало появление подготовленного им «Руководства по лечению МЛУ-ТБ», а затем ВОЗовской «Расширенной программы лечения МЛУ-ТБ» (DOTS-plus), которую Фармер и его коллеги признали эффективной для всех ситуаций. В начале 1990-х гг. Фармер принял участие в совместной с российскими врачами работе по ликвидации вспышки МЛУ-ТБ в тюрьмах Томска. Наиболее долгосрочный гуманитарный проект Фармера – работа по развитию сети больниц с бесплатной медицинской помощью на Гаити. После того как 12 января 2010 г. на Гаити произошло сильное землетрясение, Фармер занялся восстановлением разрушенной больничной инфраструктуры на острове. Эта работа происходила в условиях быстро распространявшейся холерной эпидемии.
Причиной обращения Фармера к социальной теории стала его волонтёрская деятельность в качестве врача. Предложенный им подход состоял в том, чтобы дать простой перечень объективных социальных факторов, способствующих распространению инфекционных болезней среди наиболее бедных и незащищённых групп населения. Основными из них он назвал социальное неравенство и структурное насилие. Согласно Фармеру, термин «структурное насилие» описывает социальные структуры – экономические, политические, юридические, религиозные и культурные, которые препятствуют тому, чтобы отдельные индивиды, группы или целые общества смогли полностью реализовать свой потенциал. Структурное насилие нередко встроено в давно существующие и потому вездесущие социальные структуры, которые считаются нормальными как с точки зрения институтов, так и с позиций житейского опыта. Поскольку они кажутся столь тривиальными в рамках нашего способа восприятия мира, то остаются почти незаметными. Разные условия доступа к материальным ресурсам, политической власти, образованию, здравоохранению, правовому статусу – это лишь некоторые примеры. Идея структурного насилия тесно связана с социальной несправедливостью и социальными механизмами подавления. Квалифицированный разговор о структурном насилии, согласно Фармеру, требует разработки специального научного языка – «антропологии структурного насилия», поскольку многие вещи продолжают оставаться «этнографически невидимыми» даже для специалистов. Фармер настаивает на том, чтобы честный разговор о социальном неравенстве, структурном насилии и страдании вынести за пределы конференц-залов и сделать его частью профессионального медицинского образования. Будущие доктора, которым придётся иметь дело с человеческими страданиями, должны стоять на стороне социальной справедливости, не отказывая своим пациентам в доступе к качественному лечению и дорогим медицинским ресурсам.