Единый государственный реестр субъектов страхового дела
Еди́ный госуда́рственный рее́стр субъе́ктов страхово́го де́ла (ЕГРССД), электронная база данных, представляющая актуальный официальный перечень всех действующих на данный момент в Российской Федерации субъектов страхового дела, формируемый Банком России и размещаемый в открытом доступе на его официальном сайте.
Субъектами страхового дела, согласно п. 2 ст. 4.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Закон об организации страхового дела), являются страховые организации, иностранные страховые организации, общества взаимного страхования и страховые брокеры (юридические лица или физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя). Соответственно, их деятельность подлежит лицензированию. Российское законодательство возлагает ведение реестра на государственный орган, осуществляющий страховой надзор, обеспечивающий учёт и контроль деятельности субъектов страхового рынка. Согласно п. 3 ст. 30 Закона об организации страхового дела, таким органом определён Банк России.
ЕГРССД является официальной, наиболее полной и систематизированной базой данных обо всех действующих на российском рынке субъектах страхового дела. Это позволяет любому лицу получить актуальную и достоверную информацию о страховых организациях, обществах взаимного страхования и страховых брокерах, а также способствует борьбе с мошенничеством за счёт возможности проверки реальных сведений о страховщиках и брокерах (телефонов, сайта, наличия и состояния лицензии).
История возникновения
Впервые реестр лицензированных страховых организаций был составлен Минфином РСФСР в ноябре 1992 г.; он содержал сведения о 618 страховых компаниях, иных субъектов страхового дела на тот момент не существовало. В ноябре 1993 г. в реестре содержались сведения уже о 946 страховых компаниях, а в ноябре 1995 г. – о 2,876 тыс. компаний. Таким образом, благодаря ЕГРССД имеется возможность анализировать структуру страхового рынка ретроспективно.
В 1996–2004 гг. деятельность по ведению реестра относилась к компетенции Департамента страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации, на который была возложена функция надзора и законодательного контроля в страховой отрасли. В 2004–2011 гг. данные функции были возложены на Федеральную службу страхового надзора, а в 2011–2013 гг. – на Федеральную службу по финансовым рынкам. С 2013 г. все функции регулирования и контроля, в том числе и ведения ЕГРССД, перешли к Банку России. На протяжении всего времени с момента создания ЕГРССД оставался важным инструментом учёта и систематизации информации о действующих субъектах страхового дела.
Принципы ведения и структура ЕГРССД
В силу п. 2 ст. 4.1 Закона об организации страхового дела порядок ведения ЕГРССД и перечень данных для него устанавливаются Банком России; текущие требования определены Указанием Банка России от 16 августа 2021 г. № 5885-У «О ведении Банком России единого государственного реестра субъектов страхового дела». Ведение ЕГРССД осуществляется Банком России в электронном виде.
В ЕГРССД содержатся нижеследующие сведения о каждом из субъектов страхового дела.
Для страховых организаций, обществ взаимного страхования, страховых брокеров (приводится неполный перечень):
регистрационный номер записи в реестре;
полное и сокращённое наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
местонахождение, полный почтовый адрес для юридического лица и полный адрес места жительства для индивидуального предпринимателя;
основной государственный регистрационный номер (ОГРН) для юридического лица, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) для индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
размер уставного капитала страховой организации и страхового брокера (юридического лица);
сведения об уставе для юридических лиц;
сведения о руководителях, в том числе главном бухгалтере и заместителе главного бухгалтера, внутреннем аудиторе и руководителе службы внутреннего аудита (указанных в пунктах 1, 2, 3.1, 3.2, 5, 6, 6.1 ст. 32.1 Закона об организации страхового дела) юридических лиц;
сведения о соответствии квалификационным требованиям и иным требованиям, предусмотренным российским законодательством, руководителей организации; главного бухгалтера; лиц, осуществляющих функции ревизора (руководителя ревизионной комиссии); лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; актуария; внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита;
сведения об учредителях (акционерах, участниках) страховой организации, владеющих более чем 1% голосов к общему количеству голосующих акций (долей); о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится страховая организация;
сведения о деятельности в сфере страхового дела (страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническая деятельность в качестве страхового брокера);
сведения о виде страховой деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, а также видах страхования, которые осуществляются в рамках соответствующего вида страховой деятельности (для страховых организаций) и видах страхования, указанных в лицензии общества взаимного страхования;
сведения о субъектах Российской Федерации, на территориях которых осуществляется деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;
сведения о доменном имени и/или адресе официального сайта в сети Интернет;
сведения о филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях;
номер телефона и/или номер факсимильной связи;
сведения о выданной лицензии;
сведения о решении Банка России об ограничении, приостановлении, возобновлении действия лицензии или об отзыве лицензии;
сведения о назначении временной администрации страховой организации и прекращении её деятельности.
Для иностранных страховых организаций, помимо сведений, указанных выше, также необходимо указать:
сведения о местонахождении, регистрационных данных и средствах связи организации на территории иностранного государства, где зарегистрирована иностранная страховая организация;
сведения о филиале, созданном иностранной страховой организацией на территории Российской Федерации, и номер записи о его аккредитации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
минимальный размер гарантийного депозита филиала иностранной страховой организации.
Сроки внесения данных в ЕГРССД
Субъекты страхового дела подлежат включению в ЕГРССД в течение 5 рабочих дней со дня принятия Банком России решения о выдаче лицензии страховой организации, обществу взаимного страхования и страховому брокеру.
Не позднее 1 рабочего дня со дня получения Банком России соответствующих документов от органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц, вносятся сведения об иностранных страховых организациях, указанные выше.
Не позднее 1 рабочего дня со дня принятия Банком России решения вносятся сведения о переоформлении, замене, ограничении, приостановлении, возобновлении действий или отзыве лицензии, а также о назначении временной администрации.
Сведения, содержащиеся в ЕГРССД, обновляются Банком России ежедневно по состоянию на предыдущий рабочий день и размещаются на официальном сайте Банка России в сети Интернет.