Дуранд из Сен-Пурсена
Дура́нд из Сен-Пурсе́на (лат. Durandus de Sancto Portiano; Гийом Дюран де Сен-Пурсен, франц. Guillaume Durand de Saint-Pourçain) (около 1275, Сен-Пурсен-сюр-Сьюль, ныне департамент Алье, регион Овернь-Рона-Альпы – 10.9.1334, Мо, ныне департамент Сена и Марна, регион Иль-де-Франс), французский философ и богослов. Почётное прозвище «доктор всеразрешающий» (лат. doctor resolutissimus). Член доминиканского ордена (около 1290). Учился в орденской школе Святого Иакова (Сен-Жак) в Париже и в Парижском университете (с 1303). Доктор теологии Парижского университета (1313), лектор при папской курии в Авиньоне (1313). Епископ г. Лимож (1317), Ле-Пюи (1318), Мо (1326). Хотя общий характер мысли Дуранда близок взглядам У. Оккама, он вошёл в 1326 г. в папскую комиссию, осудившую 51 положение последнего. В споре папы Иоанна XXII и императора Людвига IV Баварского занял сторону папы: «Об источнике юрисдикции, или О церковной юрисдикции и о законах» (лат. «De origine jurisdictionum sive De jurisdictione ecclesiastica et de legibus», 1328, издание 1506).
В главном сочинении – комментариях к «Сентенциям» Петра Ломбардского (лат. «In Sententias theologicas Petri Lombardi Commentariorum libri quattuor», 3-я версия 1327, издание 1569), а также в сочинениях «Кводлибеты» (лат. «Quodlibeta»), «Вопрос о природе познания» (лат. «Quaestio de natura cognitionis»), «Вопросы о свободном произволении» (лат. «Quaestiones de libero arbitrio») и др. Дуранд выступал против ряда положений томизма – официальной доктрины доминиканского ордена, осудившего номинализм Дуранда, согласно которому реальным бытием обладают лишь индивидуальные сущности, общее же производится мышлением в процессе абстрагирования от индивидуальных свойств. Так как для объяснения познания не требуется никаких посредствующих звеньев, Дуранд отрицал реальность умопостигаемых образов (лат. species intelligibiles) и, как следствие, различие деятельного и потенциального интеллектов (лат. intellectus agens et intellectus possibilis); выступал он и против томистского различения сущности и существования во всех сотворённых вещах.
Учение Дуранда, предвосхитившее основные положения оккамизма, вплоть до 16 в. пользовалось большой популярностью (в частности, у Ж. Жерсона).